Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Сурожский еретик наплевал на отцов и оболгал святителя Тихона Задонского

Митрополит Антоний (Блум) – страшный человек. В беседе «Вера Божия в человека» он говорит то, что полностью противоречит словам отцов. А именно: утверждает, что смирение пагубно, и что надо вести людей к духовному совершенству через гордость и тщеславие. Попутно сурожский еретик клевещет на святителя Тихона Задонского, говоря, что тот рекомендует принимать похвалу. А я нашла место в трудах этого святого, где он, напротив, советует презирать похвалу.


Вот поразивший меня пассаж в «Вере Божией в человека»: «Ко мне приходит много людей, и большей частью проблема человека не в том, что он не верит в Бога, а в том, что он не верит в себя. Он не видит никакой ценности в себе, он не видит смысла в себе. И если только удается ему передать то, что я, полуслепой, невосприимчивый, тупой, недуховный, могу, несмотря на все это, видеть в нем образ Божий, что я могу веровать в него, то это может играть решающую роль. И эту роль мы можем играть по отношению друг ко другу, каждый для каждого. Иногда это принимает очень простую форму, когда человеку говоришь: «Ты себя не видишь, а вот что я вижу в тебе. Я вижу ум, я вижу сердце, я вижу столько других свойств». А когда человек возражает: «Но я их не вижу!» – мы можем ответить, как святой Тихон Задонский писал одному священнику: когда тебя люди хвалят, не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя еще нет, они прибавят и смирение, которого совсем в тебе нет, но старайся стать таким, каким они тебя видят, ведь они так говорят, потому что они в тебе прозрели то, что потаенно в тебе есть».

Здесь митрополит Антоний сокрушается: есть же еще такие люди, которые не верят в себя и не видят никакой ценности в себе! Между тем если человек не верит в себя и не видит в себе никакой ценности, то это означает, что он смиренный человек и стоит на верном пути – пути спасения. В Великом патерике в главе «О смиренномудрии» есть такое повествование: «Спросили авву Исаию, что есть смирение, и он сказал: смирение есть почитание себя грешнейшим всех людей и уничижение себя пред Богом в сознании, что не сделал для Него ничего доброго». В той же главе находится рассказ, свидетельствующий о том, что только такой путь ведет ко спасению души в вечности: «Блаженный архиепископ Феофил посетил некогда Нитрийскую гору. К нему пришел авва горы той, и архиепископ спросил его: что нашел ты, отче, на пути сем? Старец ответил: то, чтобы всегда обвинять и осуждать себя. Авва Феофил сказал ему: другого пути нет, кроме сего».

Таких людей, которые не верят в себя и не видят в себе никакой ценности, сейчас единицы – уже весь мир потонул в гордыне. И таких смиренных людей надо не порицать, как то делает митрополит Антоний, а ценить. Потому что они, в отличии от гордецов, не учат нас жить и не пытаются командовать нами, не имея на то никакого права ни по своему служебному положению, ни по своему уму, ни по своему жизненному опыту.

Но сурожский еретик толкал смиренных людей на путь гордыни и тщеславия. Он учил: эти люди нуждаются в исправлении посредством похвал. А именно: он советовал хвалить их даже за те добродетели, которых у них не было. По мнению митрополита Антония, если человека будут хвалить за несуществующие добродетели, то он постарается стать таким, каким его видят окружающие. Отцы же говорили совсем другое. В Великом патерике в главе «О смиренномудрии» есть такое повествование: «Старец сказал: почитаемый или хвалимый более своего достоинства большой терпит вред, а нисколько не почитаемый людьми прославится свыше».

Да и любая похвала для любого человека опасна. В «Материконе» есть такое высказывание преподобной Синклитикии: «Как воск тает от лица огня, так и душа растаивает от похвал и лишается твердости. Но если теплота растопила воск, то холод застудит его; если похвала отнимет твердость у души, то поношение и безмолвие приводят добродетель ее в большую силу».

Всякая принятая, а не отвергнутая сердцем похвала ведет к развитию страшной страсти – тщеславия. Она превращает людей в тихопомешанных, которым все время кажется, что все ими восхищаются, тогда как окружающие, напротив, могут осуждать их или презирать. И это уже не говоря о том, что часть тщеславия преобразуется в гордость, а ее вообще в некоторых случаях невозможно искоренить. Если тщеславие Господь еще может сбить с человека, попустив ему оскорбления и посрамления от людей, то гордость и унижением не проймешь – гордый человек может гордиться даже своим унижением.

Прозорливый схиигумен Савва (Остапенко) советовал отвращаться людей, которые хвалят: «Чтобы приобрести смирение, надо всячески избегать похвал, надо бояться и отвращаться от тех людей, которые хвалят, почитают нас и льстят нам. А тех людей, которые поносят и злословят нас, надо искренне любить как своих благодетелей, потому что они помогают нам приобрести смирение, помогают нам в деле нашего спасения».

А раз надо отвращаться тех, кто хвалит нас, то людям, которых хвалил митрополит Антоний, о чем он сам сообщил, надо было бежать от него, как от волка в овечьей шкуре. Он, как овечка, ласково говорил им приятности, но при этом как волк надмевал их ум, вводил в тщестлавие и гордыню, и тем лишал Царства небесного.

Мало того, этот хищный волк еще и оклеветал истинного пастыря – святителя Тихона Задонского, заявив, что тот советовал принимать похвалу. Напомню этот клеветнический выпад сурожского еретика: «Мы можем ответить, как святой Тихон Задонский писал одному священнику: когда тебя люди хвалят, не отрекайся, потому что к тем добродетелям, которых у тебя еще нет, они прибавят и смирение, которого совсем в тебе нет, но старайся стать таким, каким они тебя видят, ведь они так говорят, потому что они в тебе прозрели то, что потаенно в тебе есть».

Я нашла в работе святителя Тихона Задонского «Плоть и дух» совершенно противоположный совет относительно похвал. Под подзаголовком «Признаки смирения» святой дает такой признак смирения: «Похвалу презирать». А после перечисления признаков смирения пишет: «Путь этот низкий, но к высокому отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего отечества, этим путем иди».

Дело в том, что митрополит Антоний Сурожский, по выражению журналиста-антимодерниста Романа Вершилло, является мастером мнимых цитат. Этот случай со святителем Тихоном Задонским – из той же серии. Причем, как хитро сурожский еретик обделал свое дельце – сослался на письмо к священнику святителя Тихона. Если бы ему сказали: «Мы перечитали все письма святителя Тихона, но такого пассажа в них не нашли», то митрополит Антоний мог бы ответить: «Значит, это было в том письме, которое вы не читали». Ведь этих писем может быть штук пятьсот, как опубликованных, так и неопубликованных, и пойди разыщи все их.

Советы митрополита Антония, которые я тут привела, вдвойне опасны тем, что он не называет вещи своими именами: не говорит прямо, что смирение опасно, а гордость и тщеславие ведут к духовному совершенству. Если бы он назвал вещи своими именами, то некоторые люди обнаружили бы подвох. Но сурожский еретик всего лишь описывает признаки этих страстей и опосредованно называет смирение злом, а развитию тщеславия и гордости приписывает положительные результаты.

Алла Тучкова, журналист


Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.

Tags: митрополит Антоний Сурожский
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author