Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Надобно и нам вслед за болгарами вычеркнуть старца Силуана из списка святых. Часть 3

В третьей части находятся:

5. Духовный сын монахини Кассинии архимандрит Климент (Буренков) о схимонахе Силуане

6. Статья протоиерея Божидара Главева о схимонахе Силуане

На фото: схимонах Силуан обозначен цифрой 1.

5. Духовный сын монахини Кассинии архимандрит Климент (Буренков) о схимонахе Силуане

Духовной сын монахини Кассинии архимандрит Климент (Буренков) в 2015 году отправил письмо митрополиту Сливенскому Ианникию (Болгарская Православная Церковь) с разоблачением творчества схимонаха Силуана и архимандрита Софрония. В нем он назвал книгу «Старец Силуан» профессиональным справочником по сатанизму, архимандрита Софрония – теософом, а схимонаха Силуана – прельщенным. Получив это письмо, митрополит Иоанникий вычеркнул имя Силуана из календаря Болгарской православной Церкви на 2016 год.

В одном из блогов в ЖЖ в связи с этим поступком митрополита пишут: «Двери.БГ» указывают, что решение об этом принял митрополит Сливенский Иоанникий, много лет отвечающий в БПЦ за подготовку церковных календарей. При этом, указывает издание, в Болгарии уже успели появиться храмы в честь преподобного Силуана – в частности, такой храм есть в Гигинском монастыре».

Привожу здесь отрывки из письма отца Климента (полностью его можно найти здесь, а перевести с болгарского близко к смыслу можно через интернет-переводчики).

«Осознавая, что богословские аргументированные возражения монахини Кассинии на книгу «Старец Силуан» стали реальной причиной ее смерти, я не находил духовной смелости прикоснуться к смертельно опасной теме целых два десятилетия.

Теперь, поскольку у меня есть ее письма и подлинные рукописи, я почел своим долгом прочитать книгу и распространить ее письма потому, что они являются единственным неоспоримым возражением на данный момент в православном мире. Хотя есть и отрывочные возражения, например, архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) на вопрос с канонизацией Силуана, которую произвел по нецерковным соображениям Константинопольский патриархат.

Я был бы рад узнать ваше отношение к созданию никому не нужного культа преподобного Силуана Афонского и к замене учения Церкви явным сатанизмом, который архимандрит Софроний Сахаров вложил в уста своего литературного героя – преподобного Силуана.

Возможно, из-за моего слабого интеллекта и слабой богословской подготовки я неправильно понял тезисы архимандрита Софрония, которые лихорадочно навязываются и при помощи которых не только Православие переворачивается вверх ногами, но и де-факто уничтожается все учение Церкви и само христианство».

После того как отец Климент рассказывает в письме про масонско-сатанистскую теорию опрокинутой пирамиды бытия, находящуюся в книге «Старец Силуан», он пишет:

«Все вышеперечисленные секреты вместе составляют тайну масонства как открытого сатанизма, способного поколебать устои Церкви и нанести ущерб ее учению и душеспасительной миссии. Говоря иными словами, то, что враги Церкви не смогли сделать на протяжении веков, книга «Старец Силуан», изданная с благословения болгарского патриарха Неофита, делает в Болгарии без проблем из-за обуяния соли и теплохладности наших богословов, а также отсутствия вероучительной бдительности у епископата, который пользуется помощью промасонски настроенных издательств. Во время Своего Вознесения Спаситель вознесся к Отцу, а не погружался в комфортное адское пламя Софрония, Силуана и компании».

«Искусственно насаждаемое Софрониево-Силуаново учение является чистым образцом бесовского изобретения. Оно диаметрально противоположно Священному Писанию. Оно подменяет православные догматы, объявленные с соизволения Святого Духа на 7-ми Вселенских соборах. Но найдете ли вы хоть одну добросовестную архиерейскую или богословскую совесть в Болгарии, которая возвысила бы голос, чтобы предупредить широкие народные массы о том, что все эти модернистские пропагандисты Софрония Сахарова и промасонские «православные» издательства отвергают православное вероучение, хотя они и могут похвастаться благословением Болгарского Патриарха!»

«В условиях, когда с вольного или невольного патриаршего благословения лихорадочная силуанова бесовщина неудержимо набирает обороты, черпая силы из врат адовых, не думаете ли вы, что цель этого хорошо продуманного сценария – замена догматики на антихристово богословие, когда духовно и богословски неграмотные широкие народные массы, войдя в наркотический экстаз, начнут ждать Господа не с небес, а от любимой Силуаном преисподней?»

«Я считаю, что, каким бы ни был прельщенным Силуан, отец Софроний обработал его образ, приписав ему свои еретические взгляды. Если бы не книга «Старец Силуан» и искусственно созданный вокруг нее культ явного сатанизма, какой-нибудь другой «православный» теософ создал бы другого литературного героя с вымышленным житием в попытке подорвать ограду Церкви».

«Слова «Держи свой ум в аду и не отчаивайся». Согласно вашему святому, богословскому и человеческому христианскому мнению, какое точное значение этой самой кошмарной рекомендации в христианстве? Ваше Преосвященство, если вы не согласны с перечисленными мною замечаниями насчет вредоносности этой книги с ее новыми тезисами, может быть, Вы огласите Вашу интерпретацию этого Силуанова призыва? Рекомендация духовной практики подразумевает личный опыт. Поэтому я бы позволил себе смелость спросить вас, сколько раз в день вы тренируетесь спускать свой ум в ад и блаженствовать в нем без тени ужаса и отчаяния? Для меня этот психоделический призыв – это апология ада и увековечивание предупреждения Христа о «плаче и скрежете зубовном в нем».

«Внимательное чтение книги «Старец Силуан» приводит к печальному выводу, что из-за нарушения основ православной аскетики и духовности Силуан стал жертвой бесовской прелести, что не является редкостью для людей, ведущих аскетический образ жизни. Если мы прочитаем книгу архимандрита Софрония, которая является единственным свидетельством и своеобразным житием для канонизации, рассуждая в свете православной аскетики, известной нам по «Лавсаику», Авве Дорофею, преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, преподобному Иоанну Лествичнику или Добротолюбию, мы можем только констатировать, что схимонах Силуан оказался в сетях бесовских. Об этом свидетельствует сама книга, и только по ней мы можем судить о духовности Софрониевого литературного героя. Нет других очевидцев возможных духовных подвигов. О том, что Силуан был в сетях дьявольских, свидетельствуют и приписываемые ему духовные взгляды, и экстравагантные сатанинские упражнения, такие как держание своего ума в аду, вместо того, чтобы следовать евхаристическому призыву «Горе имеем сердца!»

Хотя сам схимонах Силуан писал, что он был дважды в прелести, к сожалению, до конца своей жизни он не смог выйти из этого состояния, которое у него наступило после того, как он принял беса за своего Господа. Его извращенная духовность объясняется именно этим видением, и его трагедия начинается с того момента, когда он принимает беса за Бога. Если мы почитаем Киево-Печерский патерик или Афонский патерик, мы убедимся, что подобное бедствие не было редкостью и в него впадали даже святые люди. Но если во времена, когда преподобный Исаакий Печерский принял беса за Христа, и когда преподобный Никита Затворник, который позже стал Новгородским епископом, принял беса за ангела, были еще богомудрые и духоносные подвижники, которые были в состоянии помочь тем, кто впал в такой тяжелый духовный недуг, то во время Силуана Афонского уже не было таких великих духоносных личностей».

«Проповедуемая Силуаном и Софронием любовь не является евангельской любовью. Это следствие очередного бесовского влияния на находящегося в прелести человека, выражающееся в изобилии любви, в стремлении иметь любовь больше Божьей любви.

Именно это новое бесовское «евангелие» любви большей, чем у Бога, пришлось по вкусу многим современным христианам, опрометчиво и легкомысленно услаждающих свой слух сказками без евангельских корней.

Силуанская ложная духовность переходит и в открытое богохульство. В самом начале первого российского издания книги «Старец Силуан» мы читаем: «Откровение о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» 1 ин (4:8 ; 1:5). Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном». Между тем, согласно св. Иоанн Богослову, мир лежит во зле (1 ин 5:19). Подвижники, чьи труды вошли в Добротолюбие, такие, как старец преподобный Паисий Величковский, Оптинские, Глинские и многие другие старцы, не начали свои духовные руководства с таких слов».

6. Статья протоиерея Божидара Главева о схимонахе Силуане

Это статья клирика Болгарской Православной Церкви, размещенная в интернете в 2014-м году. (сайт отца Божидара с пртивосилуановыми статьями находится здесь). Я из нее убрала несущественные детали.

Лжесвятость и ее носители

Из статьи, опубликованной в «Двери.БГ» мы узнаем, что память «святого Силуана Афонского будет торжественно отпразднована в великинском монастыре 19 и 20 сентября». Ниже мы поделимся некоторыми размышлениями, вызванными анонсом этого праздника.

В статье «Двери.БГ» опубликована короткая ода афонскому монаху «высокой духовной жизни» с неизбежным акцентом на его всепоглощающую любовь к миру. Любовь, которая настолько обширна и глубока, что распространяется и на всех еретиков, когда-либо живших на земле. Иеромонах Никанор пишет: «Святой Силуан был обычным русским мужиком. Как вы думаете, почему некоторые ригористично настроенные богословы из фарисейско-зилотской среды отрицают светоотеческую подлинность его духовного подвига? Им не нравится, что святой не раздает широко билеты в один конец в ад».

Пример, из которого становится ясно, что имеет в виду достопочтенный иеромонах, мы встречаем в следующем эпизоде книги архимандрита Софрония Сахарова «Старец Силуан». Там мы читаем, что афонский монах был горячим молитвенником за безбожников, осужденных на вечные муки, что действительно вызывает серьезные сомнения в «святоотеческой подлинности его духовного подвига». Вот что пишет архимандрит Софроний Сахаров: «Мы Помним его [Силуана] беседу с монахом-пустынником, который сказал: «Бог накажет всех безбожников. Они будут гореть в вечном огне». По-видимому, он испытывал удовлетворение от того, что они будут наказаны вечным огнем».

Единственная очевидность здесь заключается в том, что монах-пустынник исповедует православное учение. Очень вероятно, что «испытанное им удовлетворение» является плодом горячего воображения автора. Однако какова реакция Силуана:

«На это старец Силуан с видимым душевным волнением ответил:

– Скажи мне, если тебя отправят в рай, а ты оттуда увидишь, как кто-то горит в адском огне, ты будешь спокоен?

– А что делать, сами виноваты, – ответил он.

Тогда старец с печальным лицом ответил:

– Любовь не выдержит этого ... мы должны молиться за всех».

Вероятно, поэтому иеромонах Никанор утверждает, что «святой не раздает широко билеты в один конец в ад». Однако здесь видно, что в отличие от отцов Православной Церкви Силуан Афонский испытывает нетерпимость к Божьему определению вечного наказания еретиков и безбожников в аду. Именно среди святых отцов, а не среди «некоторые ригористично настроенных богословов из фарисейско-зилотской среды» находятся отрицатели «святоотеческой подлинности его духовного подвига». Чтобы убедиться в этом, мы приведем только два примера.

Первый из книги святителя Григория Двоеслова «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», где в форме диалога Григорий дает ответ на вопрос, который Силуан задает монаху-отшельнику. Спрашивающий [Петр] исходил из позиции, подобной Силуану, и он выступал против Божьего определения вечных мучений для грешников.

Петр: «Но ни один верный раб не должен быть судим своим праведным господином с излишней строгостью. И лукавый раб должен быть избит только для того, чтобы противостоять его порокам: нанести ему удар с надеждой на исправление. Если нечестивые, преданные вечному огню, не достигнут исправления, то с какой целью они будут гореть вечно?

Григорий: «Всемогущий Бог, как милосердный, правит добрыми людьми без жестокости; но как правосудный, он не перестает вечно наказывать нечестивых. Тем не менее, нечестивые люди, осужденные на вечные муки, хотя и наказываются за свое нечестие, будут гореть и с другой целью. Пусть все праведники видят как блаженство в Боге, которое они получили, так и пытки, которых они избежали. И чем яснее они видят вечное наказание за грехи, которые они победили с помощью Бога, тем больше они осознают себя вечными должниками Божественной благодати».

Святой Григорий утверждает, что видение мучения грешников порождает в праведниках только огромную благодарность за то, что они избежали этих мучений. Не хватает всякого сентиментального вопля из серии «любовь не может этого вынести».

Петр: «Как мы можем думать о святых людях, которые не будут молиться за своих врагов, видя их в огне, когда скащано «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф: 5:44)?»

Григорий: «За своих врагов мы должны молиться в то время, когда они могут превратить свои сердца в плодотворное покаяние и быть этим обращением спасены. Ибо о чем еще молиться за своих врагов, если чтобы, по завещанию апостола с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2 Тим: 2:25-26)? Как же тогда молиться за грешников, когда они уже никоим образом не будут в состоянии переменить свое нечестие на дела правды? Таким образом, причина того, что тогда не будет молитвы за людей, осужденных на вечный огонь, – это то, почему мы сейчас не молимся за дьявола и его ангелов, приговоренных к вечному наказанию.

Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии? Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осужденным нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, еще тверже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды».

«Живущие ныне праведники не жалеют умерших и осужденных нечестивцев», – утверждает святитель. А в одном из первых изданий книги «Старец Силуан» написано, что Силуан молился и сострадал даже сатане!

В другом месте Григорий Двоеслов пишет: «Впрочем, видимое наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости столь великого блаженства, потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих. Что же удивительного, если праведники, смотря на мучения неправедных, умножают тем свои радости, когда и в живописи черный цвет полагается в основание, дабы яснее был видим белый или красный? Ибо, как сказано, радости для добрых тем более увеличиваются, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избегли» (Беседа 40-я на Евангелие).

Второй пример – ответ св. Феофана на вопрос:

«Как вечные муки могут быть согласованы с Божьей благостью, с бесконечным милосердием Бога? Неугасаемый огонь, неусыпающий червь, тьму внешнюю, скрежет зубов! Как многомилостивый Господь будет смотреть на эти пытки? Господь повелел нам прощать, а Сам не простит? Он молился на кресте за грешников, согрешивших против Него самым страшным грехом, разве Он не простит в вечной жизни?»

Ответ святителя:

«Вы настаиваете на благости и милосердии Бога. Но сказанное вами имело бы смысл, если бы вечность мучений определили какие-то люди – безжалостные и неумолимые ригористы (так же, как считает и архимандрит Никанор: «ригористично настроенные богословы из фарисейско-зилотской среды» – Б.Г.). Тогда было бы разумно возразить им: ваше мнение не может быть принято, потому что оно противоречит Божьей доброте. Но когда так постановил Сам Всевышний и милостивый Господь, разве это уместно прямо в лицо говорить Ему: этого не может быть, это противоречит Твоей доброте (или «любовь не выдержит этого» – Б.Г.). Как будто Он не знал, что говорит. Неужели Он перестал быть добрым? Конечно, нет. А если Он не переставал быть добрым, то нет сомнений в том, что такое определение полностью соответствует Его благости. Потому что Бог никогда не делает и не говорит ничего, что было бы вопреки Его свойствам. Для детской веры такого объяснения вполне достаточно» (Письма о разных предметах веры и жизни. Письмо 2. О вечности мучений нераскаянных грешников. Поправка неправых мнений о том, как согласовать вечные муки с Божиим милосердием).

Однако эта детская, безоговорочно принимающая слова Спасителя вера, не имеет ничего общего с «простотой мыслей русского мужика Силуана», смело оспаривающей слова Господа!

Выше видно, как святитель Григорий сформулировал святость: «никакого различия с определением Божией вечной праведности». Принимает ли монах Силуан это определение? Нет! Он переживает какую-то неизвестную христианам «любовь», которая «не может терпеть» эту праведность Бога. Однако «любовь», которая противостоит Божьей правде, была вдохновлена только врагом человеческого спасения, который долгое время был противником каждой истины и правды.

В приведенном диалоге святителю Григорию противостоит Петр – тот, кто сочувствует нечестивым, а святитель противостоит его неправомыслию. В книге «Старец Силуан», наоборот: правомыслящий монах-отшельник должен быть исправлен и переделан в неправомыслящего и сочувствующего нечестивому Силуану. Но говорит Господь через уста пророка о таких: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитает светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким!» (Ис. 5:20).

Другой момент в статье о. Никанора, который бросается в глаза, заключается в том, что о. Никанор предпочитает ссылаться на «записи святого», а не на остальную часть книги «Старец Силуан». Сам Софроний Сахаров признает, что он выпустил эти заметки после «значительной редакции», что ставит под сомнение их подлинность. О Силуане Афонском мы узнаем, в основном, из книги архимандрита Софрония. Поэтому несостоятельным является часто используемый аргумент о том, что «Сахаров передал неверно образ Силуана» – просто потому, что мы не можем это проверить. Настало время признать, что невозможно понять, где заканчиваются записи Силуана, и где начинаются выдумки Сахарова, и каким был на самом деле настоящий образ русского мужика, не отредактированный фотошопом его биографа.

Элементарные требования к добросовестности в исследовании образа Силуана Афонского приводят к тому, что необходимо рассматривать биографическую часть книги и личные записи лжесвятого как единое целое. Иначе с таким избирательным подходом может быть оправдан любой еретик. Из каждого текста можно выбрать такие отрывки, которые согласны с православным учением и представить их как подлинное учение рассматриваемой еретической персоны, а все, что противоречит православию, можно отнести к недобросовестным интерпретаторам и интерполяторам. Однако апологеты Силуана используют этот подход только тогда, когда им приходится сталкиваться с якобы поврежденным Сахаровым образом «святого», но сами не отделяют зерно от плевел – Силуана от Софрония. И здесь заколдованный круг замыкается – авторитет Силуана остается неизменным, но в то же время распространяется книга архимандрита Софрония, который, в свою очередь, завоевывает доверие на основе канонизированного по его роману Силуана!

Описанное выше отклонение монаха Силуана от православного учения является лишь одним из множества спорных моментов в книге «Старец Силуан». Поэтому есть веские основания не принимать его канонизацию, совершенную Константинопольским патриархатом, поскольку она представляет собой продолжение осуществляемой в последнее время замены подлинного православного учения его суррогатами. Готовится проведение «Великого и Святого» собора, на котором будет канонизировано отступление и предательство веры. Канонизация папского календаря и канонизация таких несвятых святых, как Силуан Афонский и Мария Скобцова, просто часть подготовки. Иеромонах Никанор хорошо знает, что и по сей день на Святой горе есть уважаемые монахи, относящиеся крайне осторожно к святости Силуана и не стремящиеся принять его канонизацию. Тем не менее, их голос вряд ли будет услышан, потому что он старательно приглушен истерическим хором, восхваляющим лжесвятость и его носителей.

Алла Тучкова, журналист

Надобно и нам вслед за болгарами вычеркнуть старца Силуана из списка святых. Часть 1 находится здесь

Надобно и нам вслед за болгарами вычеркнуть старца Силуана из списка святых. Часть 2 находится здесь


Надобно и нам вслед за болгарами вычеркнуть старца Силуана из списка святых. Часть 4 находится здесь

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.

Tags: прельщенный старец Силуан Афонский, псевдосвятые
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author