Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Монахиня Касиния, убитая за борьбу с прельщенным Силуаном, сказала, что спасена

Болгарская монахиня Касиния (Везенкова) первая в 1980 году заявила о том, что Силуан Афонский был не святым, а прельщенным человеком. Вскоре после этого она была убита, причем убийство было замаскировано под несчастный случай. Духовная дочь монахини Касинии, историк Анастасия Бойкикева, рассказала мне в интервью об этой очень интересной и неординарной женщине, о ее насыщенной событиями жизни.

На фото: монахиня Касиния (Везенкова)


– Из какой семьи была матушка Касиния?

– Она родилась в Москве, в семье полковника царской армии Владимира Стоянова Везенкова, болгарина, который состоял на русской военной службе. Мать монахини Касинии – Мария Митрофановна Фаворская-Везенкова – является правнучатой племянницей святого митрополита Филарета Московского. Отцом ее матери был иерей Митрофан Фаворский. Монахиня Касиния родилась в Москве 27 марта по старому стилю (9 апреля по новому стилю) 1909 года. Ее при рождении записали как Галину Владимировна Везенкову. Семья жила вблизи храма Троицы на Капельках – в квартале, где сейчас находится музей Виктора Васнецова. Мать монахини Касинии проучилась один или два семестра на Бестужевских курсах по медицинской специальности. Она собиралась стать врачом, но из-за того, что вышла замуж за Владимира Везенкова, бросила учебу. Однако она все же получила право работать акушеркой. Мать монахини Касинии хорошо играла на пианино. Отец служил в охране Кремля, участвовал в Сербско-болгарской войне 1885 года, в Русско-японской войне 1902-1903 годов, в Балканской войне 1912-1913 годов. В Первой мировой войне он участвовал с 1914 до 1916 года. В 1916 году получил контузию и с инвалидностью был отправлен в тыл. В 1919 году вместе с дочкой Галиной покинул Россию и возвратился в Болгарию. Галине тогда было 10 лет.

– Были ли у Владимира Везенкова другие дети?

– Оба его сына, Борис и Константин, от первого брака с болгаркой Верой Тилевой, погибли во время Первой мировой войны, в которой участвовали в качестве офицеров. У него была еще одна дочь, архитектор Мария Владимировна Рудько, действительный член Академии наук СССР. Она осталась жить в советской России, моталась по концлагерям. Выжила благодаря тому, что ей поручили строить бараки в концлагерях. Ее мать, Вера Тилева, дочь болгарскаго священника, который после того, как овдовел, стал архимандритом Феофилактом, являлась эсеркой и занималась терроризмом и взрывами, впоследствии была в СССР персональной пенсионеркой. Владимир Везенков развелся с ней из-за ее политической деятельности.

– Почему мать монахини Касинии после советского переворота не уехала с мужем в Болгарию?

– Она осталась в Москве по нелепому случаю, пухла от голода, была в охране святого патриарха Тихона. Владимир Везенков смог ее вызволить из советской России в 1925 году через Красный крест. В Болгарии мать монахини Касинии работала акушеркой.

– Как стала складываться жизнь матушки Касинии в Болгарии?

– После переезда в Болгарию она тяжело заболела двойной декомпесацией сердца. Здесь она с отцом жила очень бедно. Отец записал ее в русскую школу. На одном новогоднем торжестве Галина Везенкова вынула из мешочка с подарками деньги от какого-то американского филантропа на учебу в Американском колледже, который находился тогда в городе Самокове. Там воспитание было всецело в протестантском рационалистическом духе. Монахиня Касиния потом говорила: «Мой несчастный колледж, я его ненавидела». Протестанты заразили ее своим духом. Но Галина каждые летние каникулы проводила в Рыльском монастыре, и в одни такие каникулы произошло чудо – святой Иоанн Рыльский обратил ее в православную веру. Что-то подобное произошло и с русской монахиней Серафимой Ястребовой – она рассказывала, что и ее святой Иоанн Рыльский обратил в православие.

– Куда пошла матушка после окончания Американского колледжа?

– Она окончила Американский колледж в 1927 году, после чего проучилась год на философском факультете Софийскаго университета. Монахиня Касиния впоследствии так объясняла это: «Я искала ответ на вопрос о жизни». Потом Галина проучилась четыре семестра на факультете славянской филологии по специальности «Русский язык». Но затем умер ее отец, и она была вынуждена бросить учебу и пойти зарабатывать деньги. Сначала Галина частным образом занималась английским языком с детьми. Потом была чиновницей. После этого – смотрительницей в Природно-научном музее. А в 1944 году стала личной переводчицей начальника штаба Военно-воздушных сил Болгарии генерала Захари Захариева в офицерском звании старшего лейтенанта Военно-воздушных сил. В 1950 году Галина вышла на пенсию по инвалидности из-за болезни сердца. 27 декабря 1951 года она приняла монашеский постриг в русском Покровском монастыре, который основал святитель Серафим (Соболев), и стала монахиней Касинией. В Покровском монастыре она жила до 1963 года. После этого поселилась в уединенном монастыре святых Иоакима и Анны, в трех километрах от деревни Бистрица, близ Софии, как пустынножительница. Там монахиня Касиния провела 19 лет – до 1981 года. Отстроила монастырь сама. Жила она там одна.

– Как жилось ей в Покровском монастыре?

– У монахини Касинии был миссионерский дар, но в Покровском монастыре ее выборочно допускали к определенным людям, то есть ей мешали проповедовать. Основная тема ее проповедей была о скором Втором пришествии. То же самое проповедовали и другие покровские монахини, но осторожно. По-моему, игумения Серафима боялась, что монахиня Касиния своими речами может навредить обители. Потому что монахиня Касиния не считалась ни со временем, в котором живет, ни с обстоятельствами жизни, и говорила всем без разбора о Втором пришествии. А коммунистам сказать о кончине мира и о Страшном суде было все равно, что ткнуть им пальцем в глаза. Уйдя в монастырь святых Иоакима и Анны, монахиня Касиния развернулась вовсю с проповедями о Втором пришествии.

– Много ли она читала? Занималась ли написанием богословских работ?

– В Покровском монастыре она читала очень много и безразборно. Игумения Серафима наложила ей в виде послушания запрет на чтение всякой светской чепухи – благословила читать три года только молитвы и Священное писание. По прошествии трех лет игумения Серафима хотела продлить срок этого послушания, но монахиня Касиния отказалась его дальше выполнять, хотя и говорила, что запрет на чтение светской литературы пошел ей на пользу. Никакие богословские работы она не писала. Сочиняла стихи. Один раз процитировала мне какие-то свои стихи, написанные в 30-е годы о море. О других ее стихах мне ничего не известно. Когда вышла книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», в Покровском монастыре начали возносить молитвы о схимонахе Силуане. Но потом игумения Серафима сказала: «Тут что-то не то. Касиния, разберись». И монахиня Касиния вместе с духовником монастыря, архимандритом Пантелеимоном, занялись разбором книги о Силуане Афонском. Так ее работа и пролежала нетронутой. Потом в календаре Московской патриархии были опубликованы идиотские наставления Силуана. Тогда монахиня Касиния написала свои возражения и переправила их представителям Московской патриархии.

– Говорят, что после двух писем с критикой наставлений Силуана, переправленных представителям Московской патриархии в декабре 1980 года, у матушки Касинии начались крупные неприятности…

– Когда поднялось гонение на монахиню Касинию, и я, и она были убеждены, что оно было вызвано именно ее сочинениями против Силуана. Безосновательное гонение на монахиню Касинию началось в начале Великого поста, в феврале 1981 года, слухами. Никакого конкретного обвинения против нее не было выдвинуто, были только слухи. По-моему, при гонениях на монахиню Касинию были использованы многолетние доносы Бистрицкаго приходского священника Драгомира в Комитет по религиозным вопросам (это отдел Государственной безопасности по делам Болгарской Православной Церкви). Комитет воспользовался этими доносами, тем более, что монахиня Касиния активно проповедовала всем без разбора о скором Втором пришествии. Коммунистические власти решили через Священный Синод Болгарской Православной Церкви убрать монахиню Касинию из Бистрицы в Струпецкий монастырь Врачанской епархии. А врачанским митрополитом тогда был Каллиник Врачанский, злостный сатанист и открытый агент коммунистов (он не скрывал своего сотрудничества с коммунистами), что само по себе указывает на всю подоплеку гонения. Но по определенным причинам монахиня Касиния в этот монастырь не переехала, а стала снимать жилье у одной женщины.

– Говорят, что она в тот период сидела в тюрьме. В чем ее обвиняли?

– Вижу, что личность монахини Касинии обрастает легендами. Никакого обвинения против нее выдвинуто не было, никакого уголовного дела не возбуждалось, и она никогда не находилась в тюрьме.

– Каким она была человеком?

– Она была грандиозной личностью, с очень широким кругозором. С ней можно было разговаривать на любые темы. Восхищалась юродством, но сама юродивой не была. Говорила, что это ей не под силу. Но при этом имела некоторые внешние проявления юродства. После ее загадочной смерти мне было очень тяжело от этой потери. Все, что у меня накипело, я вылила в стихи в ее честь.

– Монахиня Касиния погибла на пожаре в доме, где снимала угол. Люди, которые ее знали, считают, что ее убили из-за борьбы с почитанием прельщенного Силуана. Вы что думаете по этому поводу?

– По моему глубокому убеждению, она была убита. Но не органами Государственной безопасности, как то считают церковные старухи, а в результате чисто бытового скандала с ее хозяйкой. Я думаю, что хозяйка ее убила и потом сожгла свой дом, чтобы прикрыть преступление поджогом (это типичное дело в криминалистике). Монахиня Касиния погибла 25 сентября по старому стилю (8 октября по новому стилю) 1981 года, в день памяти святого Сергия Радонежского. На другой день после ее смерти приходится память святого Иоанна Богослова, любимого святого монахини Касинии.

– Где похоронена монахиня Касиния?

– На кладбище в Бистрице, возле могилы ее матери, тайной монахини Марии. Их могилы находятся напротив кладбищенской часовни в честь Святой Троицы. Что интересно, вокруг могилы монахини Касинии веером лежит весь род священника Драгомира, во главе с ним. Его сыновья тоже были священниками.

– Помогает ли матушка людям после своей смерти?

– Я ее не считаю святой, но поминаю ее, и иногда обращаюсь к ней за помощью. Великим постом 1982 года, утром в Неделю Торжества Православия, монахиня Касиния явилась мне во сне и сказала: «Я жива, я жива, я жива! Меня спасла Аспасия Попова». Аспасия Попова была воцерковленной женщиной. Летом 1980 года она провела некоторое время в монастыре монахини Касинии.

Интервью взяла Алла Тучкова

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.

Tags: прельщенный старец Силуан Афонский, святая монахиня Касиния (Везенкова)
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author