Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Православие.ру начало впаривать нового прельщенного лжестарца

Мало нам лжестарца Силуана Афонского в святцах, от которого мы теперь не знаем, как избавиться, так волки в овечьих шкурах откопали для нас новое афонское чудо в перьях – схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса). Впрочем, нов он пока только для нас, мирян. А в российских монастырях его писания распространяются со страшной силой. Из этих писаний видно, что схиархимандрит Эмилиан находился просто в лютой прелести. Как он не лишился ума от нее, остается загадкой.



На фото: прельщенный Эмилиан


Чудо-старец, распространявший бред сумасшедшего

На днях псевдоправославный портал Православие.ру разместил хвалебную статью о схиархимандрите Эмилиане (Вафидисе). Из нее мы можем узнать, что это величайший старец нашего времени. Его труды достойны того, чтобы быть опубликованы в знаменитом сборнике творений святых отцов «Добротолюбие». И вообще, такие как отец Эмилиан, рождаются один или два раза в столетие.

Увидев эту статью, я вспомнила, что рясофорный инок одного российского монастыря, просивший не сообщать его имени в интернете, прислал мне сравнительно недавно цитаты из схиархимандрита Эмилиана вместе с цитатами святых отцов, опровергающих мнения этого прельщенного. При этом он написал: «Когда вы прочтете мой материал про наставления «старца» Эмилиана, то вообще будете в шоке – это бред сумасшедшего». По словам инока, современные монахи очень почитают этого Эмилиана, духовники обителей советуют читать его наставления, а солидные монастыри переводят его книги одну за другой. Я открыла файл с материалом, который мне прислал инок, выпала в осадок, и решила написать статью на основе его цитат из лжестарца Эмилиана и святых отцов.

Ложный мистик

Вот что нашел инок в книге «Слова и наставления архимандрита Эмилиана»: «Когда, дорогие отцы мои, с вами произойдет это, то есть когда вы ощутите близость Духа и необходимость Его присутствия – ведь мы еще не достигли Его стяжания, – тогда увидим, что наше сердце бьется более интенсивно. Неужели вы не замечали, как учащенно пульсирует сердце от радости или страха, когда нам сообщают о том, что сейчас придет такой-то, кого мы ждем, или такой-то, кого мы боимся? Мы чувствуем тайну, беспокойное чаяние, выходящее наружу и ощутимое через биение сердца. Это и есть духовные переживания, которые нельзя описать иначе, как через тени телесных параллелей и иносказаний».

Это натуральная прелесть. Причем, совершенно элементарная, ничем не прикрытая. Если у православного человека бьется сердце от ощущения близости Духа Святого, то это свидетельствует о возбуждении нервной системы и о восторженности. Это чисто физиологическое и душевное состояние. Оно говорит о воздействии на человека бесов. Потому что Святой Дух воздействует на дух человека, а ощущения, которые бывают в духе человека, совсем иные, ничем не похожие на физиологические и душевные.

Вот что дальше говорит схиархимандрит Эмилиан: «Итак, в нас присутствует таинственное, напряженное ожидание. Испытав его, можно двинуться дальше, наслаждаясь безмолвием, тем, что называют предвкушением пришествия Духа и познанием присутствия Бога».

А дальше он шпарит уже про совершенно лютую прелесть: «Поэтому я молчаливо ожидаю дары, которые получу, и так же тихо наслаждаюсь приближением Царствия Небесного. Я знаю, что Бог – на Небесах, а я – здесь. Я готовлюсь войти в лоно Царствия Небесного, услышать ангельские гласы, звучащие там, в вышине. Постепенно я начинаю более или менее осознавать, что есть рай и что есть Царствие Небесное. Ибо как мне молиться Богу, обитающему на Небесах, не представляя, где именно, среди чего Он находится?! А я должен узнать, где Он находится и что это такое, внутри чего Он находится. Итак, я начинаю формировать некое предварительное представление о тайнах Царствия Небесного. Что такое небо, что за обители там существуют? Что есть «праведное Солнце»? Кто такие святые? Как они живут на небесах? Почему посреди святых – Христос? Что такое, хотя бы приблизительно, Святая Троица? Ведь я пока еще здесь. Вдали начинают рассеиваться облака, и я вижу! Да, вот – луна. А это, должно быть, созвездие Плеяд, а вон то – звезда. От постижения этих тайн, постепенно открывающихся передо мною, моя душа делается более горячей. И тогда, мои дорогие, мы переходим на следующий этап духовной жизни, именуемый «наслаждение в молчании», или «безмолвие в наслаждении», то есть теперь мы испытываем уже нечто иное. Не то безмолвие, о котором говорили раньше, но преимущественно духовное безмолвие, безмолвие моего духа (а прежде было безмолвие моей души). И вот сейчас, стоя возле врат на небеса и испытывая сладость, удовольствие, тепло, я безмолвствую, стараясь услышать голос Бога. Молчит мой дух, который скоро воскликнет: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Я сам молчу и радуюсь. Ощущаю внутри себя тепло, даже и телесное, пребываю в покое, отдыхаю. Сейчас я расположен к молитве, но молиться не хочу, не дождавшись Его, Бога».

Преподобный Исаак Сирин еще много столетий назад предостерегал монахов от того пути, который избрал прельщенный Эмилиан. Он говорил в «Словах подвижнических», что надо искать очищения от страстей и грехов, а не ожидать великого и высокого: «Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что «не приидет Царствие Божие с соблюдением» (Лк.17:20) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь» (слово 55-е).

А святитель Феофан Затворник говорит в «Письмах о духовной жизни», что в то время как истинные святые пишут в своих писаниях о трудах покаяния и борьбе со страстями, ложные западные мистики, ожидавшие высших наслаждений и впавшие из-за это в мечтания, описывают в своих сочинениях эти мечтания.

Вот что он пишет о западных мистиках: «Они надеялись своими усилиями и как бы по праву завладеть тем, что надлежало ожидать от милости Божией, и что надлежало принять, как дар этой милости. В напряжениях этой самонадеянной самодеятельности разгоралось воображение, и порождало мечтательные ожидания, которые, как жарко желаемые, скоро показались и сочтены исполнившимися, и цель трудов достигнутою. Все это раскрашивалось самыми привлекательными красками, и представлялось в образах прелестных, в мечтательных заоблачных созерцаниях. Истинная во Христе жизнь есть жизнь сокровенная, таинственная (мистическая). Но в явлении своем она очень проста. Неведомо, как приходит Дух и возбуждает к покаянию. Совершив этот внутренний переворот, Он потом вооружает верующее сердце на многотрудную борьбу со страстями, руководит в ней и помогает. Эта борьба приводит к чистоте сердечной, ради которой верующий труженик удостаивается и яснейшего постижения истин Божиих и сладостнейшего ощущения, – того и другого в таких чертах, какие точно определены в Евангелии и писаниях Апостольских. Это последнее является уже в конце долгих трудов и многих испытаний, как венец наградный. Мистики же за эту верхнюю точку совершенства, прямо или преимущественно, и хватаются, и ее-то и живописуют, как она рисуется в мечтах их воображения, всегда в ложных красках» (письмо первое).

Кроме того, прельщенный Эмилиан тут говорит, что как ему молиться Богу, обитающему на небесах, если он не представляет, где Он и среди чего находится? Это грубейшая ошибка – представлять себе во время молитвы Бога и рай. Об этом писали разные святые. Такая молитва – наикратчайший путь к прелести. Я не понимаю, как мог схиархимандрит не знать таких азов? Куда катится мир?

Демонические слова о послушании старцу

Если мы возьмем наставления схиархимандрита Эмилиана о послушании старцу, то увидим, что через него явно говорил бес. Вот эти наставления: «Недопустимо, чтобы в твоей жизни господствовал рассудок. Ты можешь опираться на рассудок до тех пор, пока не выберешь себе старца. После того как ты его выбрал, даже если ты ошибся в выборе, даже если ты считал, что он ангел, а он оказался демоном, с этих пор для тебя существует только послушание без рассуждения», а также: «Ты пришел слушаться не Бога, а своего старца» (Книга «Трезвенная жизнь и аскетические правила»).

Более того, бес, руководивший схиархимандритом Эмилианом, учил, что лучше погибнуть душой вместе со старцем, чем стать святым без него: «Лучше тебе пасть вместе со старцем, чем взойти на высоты добродетелей без него». Если бы святые из «Добротолюбия», в которое «Православие.ру» хочет включить наставления схиархимандрита Эмилиана, находились сейчас не в раю, а в земле, они бы в гробу перевернулись от такого поучения. А это высказывание лжестарца – яркий образец идолопоклонства, за которое в Ветхом завете людей побивали камнями до смерти: «Над всем стоит старец. Не Евангелие, не Христос, не Бог, не Дух Святой – только старец». Оба этих шедевральных поучения находятся в книге «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Истинное послушание – послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть!».

В Великом патерике в разделе «О рассуждении» есть рассказ о том, как к преподобному Пимену Великому пришел один монах и сказал, что жизнь со старцем наносит вред его душе, и спросил, оставаться ли при нем дальше. Преподобный Пимен очень удивился, что монах, видя вред душе, еще спрашивает, что ему делать вместо того, чтобы без всяких вопрошаний уйти от такого старца.

Антипатерик

А это вообще супершедевральное из лжестарца Эмилиана: «Нас должны уважать: мы должны беречь свое достоинство даже более, чем свои глаза. С человеком, который не оказывает тебе чести, не уважает тебя, с человеком, который не считает тебя выше, – с таким не сходись, потому что он тебе повредит и тобой пренебрежет» («Толкование на слова аввы Исаии»). За публикацию такой мерзости надо соответствующие издательства просто вносить в какой-нибудь черный список и не позволять им после этого печатать даже Новый Завет. Потому что только враги Церкви могут опубликовать под видом православного наставления антихристианское высказывание. Такие люди и Новый завет могут испортить.

Нам, наоборот, Христос заповедал считать себя хуже всех и занимать последние места. А уж настоящих монахов вообще всегда воспитывали оскорблениями, унижениями и напраслинами. Иеромонах Хрисанф (Вреттарос) рассказывал о том, как его в ХХ веке духовно воспитывали на Афоне: «Отцы говорили, что мы «двуногие скоты, за которых никто и гривенника не даст, эгоисты, человекоугодники, блудники, сумасброды, отребье общества. Мы вас тут только из милости приняли и кормим, потому что там в миру вы ни на что не годны». Затем нас спрашивали, согласны ли мы с этими словами, и по ответу распознавали наше внутреннее состояние. Многие наши сверстники из монашествующих, поняв, что сносить обиды – самое удобное из средств, ведущих ко спасению, достигли великой меры. Где в монастыре настоятели кричат на молодых, там монахи и достигают высоты добродетели».

В древности преподобный Ор говорил: «Я почитаю себя худшим всех людей», а преподобный Сисой Великий один раз сказал: «Монах да думает о себе, что он мерзость».

Восхваление дьявола

Как истинный слуга сатаны, лжестарец Эмилиан не мог не воспеть хвалебную оду своему повелителю. Он рассказал одну историю про монаха, а потом прокомментировал ее: «Дьявол сказал монаху правду, в своих обещаниях он верен, не то, что мы. Святые заклинали дьявола, и тот говорил правду, а мы лжем даже тогда, когда нас заклинают» («Толкование на слова аввы Исаии»).

А наш Господь, Иисус Христос, сказал про сатану: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8 глава). И наши святые тоже говорили, что дьявол и бесы лгут, и категорически запрещали им верить.

Причем, тут лжестарец Эмилиан не только восхваляет дьявола, но и ставит его в пример людям. Святые так не поступали. У них были другие примеры для подражания.

Лукавая отмена спасительного покаяния

Здесь у лжестарца Эмилиана прямое и наглое противоречие православному учению о спасении души: «Не берись судить себя самого за то, что ты сделал, – хорошо ли то, плохо ли, добродетель ли, грех ли, – или сравнивать себя с другими. Как часто мы с этим сталкиваемся! Нужно забывать прошедшее, и пусть нас не интересует то, что мы сделали. Ибо, рассуждая о том, что мы сделали, мы обнаруживаем, что сделали что-то важное или что-то худое, что-то большее, лучшее и более удачное в сравнении с тем, что сделал другой, или, наоборот, что-то меньшее. Рассматриваем ли мы это само по себе или сравниваем себя с ближним – попадаем в одну из двух ловушек: или превозносимся, когда сделанное нами хорошо или лучше сделанного ближним, или разочаровываемся, огорчаемся, чувствуем упадок душевных сил, когда сделанное нехорошо».

На самом деле христианин обязан рассматривать свои мысли и поступки и при выявлении греховных проявлений каяться в них. Без этого нет спасения, нет возможности избавиться от вечных мук. Авва Дорофей пишет в «Душеполезных поучениях»: «Отцы сказали, каким образом человек должен постепенно очищать себя: каждый вечер он должен испытывать себя, как он провёл день, и опять утром, как провёл ночь, и каяться пред Богом, в чём ему случилось согрешить. Нам же, поистине, так как мы много согрешаем, нужно, по забывчивости нашей, и по истечении шести часов испытывать себя, как провели мы время и в чём согрешили. И каждый из нас должен говорить себе: не сказал ли я чего-нибудь такого, что прогневало брата моего? Когда видел его занятым каким-нибудь делом, не осудил ли я его? Не уничижил ли его и не злословил ли его?»

А на тот случай, если кто-нибудь увидит свой хороший поступок, отцы учили приписывать все доброе только Богу. Они говорили, что человек без помощи Божией не может сделать ничего хорошего. Да и к тому же в каждое свое доброе дело человек вносит грех: если не делом и словом, то мыслью. Поэтому волнения лжестарца Эмилиана из-за увиденных человеком добрых дел безосновательны.

Алла Тучкова, журналист

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду.

Tags: псевдоправославные
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author