Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Оказалось, что выпускник церковно-приходской школы мог умножать в уме двухзначные цифры

Мой дедушка, родившийся в 1895 году в орловской деревне, проучившийся в свое время в церковно-приходской школе, а потом после обучения в артиллерийской школе ставший военным-артиллеристом, умел в уме умножать двухзначные и трехзначные цифры. Я думала, что он чуть ли не гений и, что, возможно, этому он научился как артиллерист, высчитывая разные наклоны и углы орудий. А сейчас прочитала статью и выяснилось, что как минимум в одной церковно-приходской школе все крестьянские дети умели умножать в уме двухзначные цифры, а, может быть, это было и во всех церковно-приходских школах.

Оригинал взят у enjinrer в Немного о С.А. Рачинском и о русской народной школе

Оригинал взят у alexzgr1970в Немного о С.А. Рачинском и о русской народной школе

Это о школе профессора С.А.Рачинского, который был автором концепции церковно-приходских школ:

Вот какие результаты показывали крестьянские дети школы Рачинского (рассказывает его помощник, а в будущем - священник, А.Д. Воскресенский):

Дня два не было С.А., и занимался с детьми я. Он оставил мне листок бумаги, в котором написал на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. Так заведено у С.А. На этом уроке-отдыхе, последнем вечернем уроке, Рачинский стоит или сидит в сторонке. Тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно — по левую руку.

И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?». Другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?». А я и сам не знаю кто из них верно решил и жду третьего ответа, чтобы решить кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен! Я был пред ними сущий новичок! После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними...




Дети положительно изумляли меня быстротой решений. Например, я читаю им такую задачу: «Я купил 15 коров по 24 рубля и 25 коров по 44 рубля. Сколько я истратил денег?». Пока я договариваю вопрос, ко мне бегут половина детей с ответом «1460» и смеются: «Это очень легкая задачка!». Оказывается, они ее решают так: 15 – это десяток и половина десятка. Следовательно 24 х 15 будет 240 + 120 = 360, а еще сокращеннее: 24 + 12 = 36 да 0 = 360. Затем 25 – это четверть сотни. Следовательно 44 х 25 = 44:4 = 11 сотен. Итак, 360 + 1 100 = 1 460. И все это в три-четыре секунды! Надо будет последовать совету С. А. и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно.

Это картина Н. Богданова-Бельского "Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского": 78e6ea99a6
На этой картине на доске стоит такое упражнение для устного счета:


И еще мне рассказывали о прадедушке, который с отличием закончил церковно-приходскую школу, что он очень хорошо решал математические задачи. Он был всего лишь рабочим, поэтому его знания явно идут из церковно-приходской школы. Вот какое тогда было образование, а я таблицу умножения знаю через пень-колоду.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author