Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Миф о том, что нельзя подавлять свой гнев, – ловушка (Мифы массового сознания)

Современных людей учат быть злыми и побуждают их выплескивать свою злобу наружу. Им говорят, что подавлять ненависть и гнев опасно для здоровья. И мало кому приходит в голову, что эта теория – опасный антихристианский миф, который навязывает сатанинские нормы поведения.



То и дело через СМИ нам рассказывают о каких-то японцах, которые, в соответствии с новейшими психологическими изысканиями, не подавляют гнев, а изготавливают боксерские груши в виде своих начальников. На этих грушах японские трудящиеся выплескивают свою злость, благодаря чему сами начальники не страдают, да и подчиненные быстро успокаиваются.

Однако любому человеку, имеющему более-менее продолжительный жизненный опыт, ясно, что злость от такого поведения никуда не исчезнет. Святитель Василий Кинешемский в «Беседах на Евангелие от Марка» писал: «Внешние действия могут сами вызвать соответствующие настроения души. Начните играть в карты или рулетку – и у вас может разгореться жажда наживы. Примите участие в каком-нибудь спорте – и незаметно для себя вы можете войти в азарт. Начните драться – и чувство жестокости и озлобления почти неизбежно охватит сердце».

Сущность мифа о том, что нельзя сдерживать злость, как-то раз очень ясно выразил один телепсихолог – доктор Курапатов. Он долго примирял в своей телепередаче двух враждующих сестер, а, примирив, произнес нравоучение: «Если человек не выражает свой гнев, если гнев копится внутри, тогда у человека может появиться гипертоническая болезнь. Если человеку часто приходится делать что-то через силу, терпеть, то от этого страдает его кожа. Зажимать свои чувства, стесняться их не стоит. Надо просто выражать их в форме, приемлемой для окружающих».

В этом высказывании одна нелепость наслаивается на другую. Совершенно непонятно, какие ученые установили, что от не выплеснутого на окружающих гнева и от терпения неприятностей у человека начинаются болезни? И как это можно установить? Скорее всего, корни этого заблуждения кроются в деятельности Фрейда и Юнга, которые настолько обогатили мир своими суперидеями, что расхлебывают последствия их плодотворной работы много миллионов человек.

Крайне нелепым является и утверждение доктора Курпатова о том, что нельзя часто чего-то терпеть. Как же нам тогда всем жить? Православные святые, наоборот, искали таких обстоятельств, при которых им надо было чего-то терпеть. Потому что только при такой жизни они могли стяжать великую добродетель – терпение. Преподобный Макарий Оптинский писал в одном своем письме: «Во многих местах Евангелия Господь побуждает нас к терпению; что ж мы будем терпеть, если нас никто не оскорбит неправильно и не будет к нам несправедлив? Тут-то и надобно научиться, когда есть к тому случаи».

Мифом утверждается, что гнев сильнее человека и человек не может искоренить его. Психологи даже придумали такой темперамент – холерик. Поэтому каждый распущенный склочник и скандалист может оправдывать свое поведение врожденным темпераментом.

Христианские подвижники тоже утверждают, что у каждого человека есть своя предрасположенность к какой-либо страсти, но они говорят, что люди могут одерживать победы над любыми страстями, пусть и спустя десятилетия. Многие святые боролись со своим гневом и искореняли его, так как злость, гнев и ненависть являются свойствами нечистых духов, и никто, зараженный этими болезнями, не может войти в жизнь вечную.

Святые оставили массу наставлений о том, как бороться с гневливостью. Например, святитель Феофан Затворник писал в одном письме: «Движения ярости по случаю неприятностей надо прогонять молитвою и размышлением всякий раз до совершенного их исчезновения».

Преподобный Ефрем Сирин так писал в «Слове о добродетелях и пороках» о нелегкой доле злых людей: «Гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаявает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностию, и мысль изменяется, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою, и всем он ненавистен. Такой человек далек от долготерпения и любви; пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры».

В современном мифе есть и еще одна нелепость. Психологи утверждают, что гневом можно управлять, и выплескивать его наружу в приемлемых формах. Однако христианские святые опытом установили, что если со страстью не бороться, то она может поработить человека. И как будто бы никто из проводников этого мифа не видел людей, которые вели себя во время приступов ярости как полоумные. И сколько бывает случаев, когда охваченные гневом люди впадают в состояние аффекта и убивают себе подобных!

Есть еще одна опасность. Человек, находящийся в состоянии гнева, весьма уязвим. Он не может верно оценивать обстановку и принимать правильные решения. Когда люди в бессильной ярости с голыми руками кидаются на танки, они гибнут под гусеницами. В то же время, пребывая в спокойном состоянии, они находят гранаты и без вреда для себя уничтожают вставшие на их пути танки.

В свое время древние римляне без труда одолели несколько народов, набросившихся на них в гневе, а когда на них напали сабиняне, они понесли довольно серьезные потери. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» так пишет о причине их больших потерь: «Война с сабинянами пришла последней и оказалась самой тяжелой, так как они (сабиняне – А.Т.) во всех своих действиях не поддались ни гневу, ни страсти и не грозились, прежде чем нанести удар».

Самурай Асакура Норикагэ предостерегает в труде «Сотэки Ваки» военачальников от следования своим порывам гнева: «Во время крупного сражения или обескураживающего отступления противник может специально послать войска, чтобы те всячески вели отвлекающие боевые действия с целью разозлить военачальника и выведать его текущие планы. Поэтому он не должен проявить ни капли слабости и ни единым словом не выдать свои намерения».

К тому же человека, находящегося в состоянии гнева, могут и в обычной жизни легко завлечь в ловушку. Грассиан в «Карманном оракуле» написал: «Мгновение гнева либо восторга заведет дальше, чем часы хладнокровия; поддашься на миг – казниться будешь век. Умысел недруга готовит эти соблазны благоразумию, чтобы прощупать почву, разведать замысел; пользуясь подобными отмычками, он проникает в тайны и похищает самое заветное сокровище. Защитись сдержанностью, особенно на случай внезапности». То есть человека провоцируют, например, при помощи оскорблений на гнев, и тот, потеряв самообладание, рассказывает то, что до этого скрывал.

Раньше людей, которые не могли держать себя в руках, презирали или жалели. Древний грек Полибий написал во «Всеобщей истории»: «Совершенство отдельного человека удостоверяется единственно умением его сохранить самообладание и благородство души среди всесокрушающих превратностей судьбы». А Марк Аврелий говорит в «Размышлениях»: «Как огорчение, так и гнев обличают бессилие. И огорчающийся, и гневающийся – ранены и выбыли из строя».

Бешеный нрав считался чем-то позорным. Самурай Сиба Есимаса писал в своем наставлении воинам «Тикубасе»: «Если человек часто выходит из себя, то нет ничего более унизительного. Как бы зол ты ни был, первое, о чем ты должен подумать, – это умиротворить свой разум и постараться правильно разобраться в возникшей ситуации».

И, что самое интересное, современный миф о вреде сдерживания порывов злобы почему-то вписывается в тридекалог сатанистов, одна из заповедей которого гласит: «Не подавляй в себе стремлений и желаний». Преподобный Иустин (Попович) так писал в книге «Догматика Православной Церкви: Эсхатология»: «Вся деятельность антихриста и всех его предтеч в роде человеческом имеет одну цель: все законы Божии, законы Христовы провозгласить плохими, опасными, убийственными для людей и для рода человеческого. Поэтому их требуется отвергнуть и заменить другими законами, противоположного содержания и обратного смысла: Христа заменить антихристом, все Христовы законы – законами антихристовыми».

Алла Тучкова, журналист


Это было опубликовано с некоторыми изменениями на сайте Агентства национальных новостей, который сейчас исчез из интернета – не знаю, временно или навсегда.

Tags: Современные мифы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author