Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Уверенных в себе людей раньше называли невеждами и глупцами (Мифы массового сознания)

Нам все время втолковывают, что уверенность в своих силах – очень хорошее качество. Однако в прежние века уверенность в своих силах называли самонадеянностью и самодовольством. Людей, обладающих этими качествами, осуждали и не любили.

На фото: Федор Бондарчук (я один раз наблюдала вблизи этого донельзя самоуверенного человека)



Согласно мифу о благотворности уверенности в себе, человек должен быть уверен в том, что он обладает разными ценными качествами, и что, если он захочет чего-нибудь добиться, то все у него получится. Миф гласит, что когда человек достигнет такого уровня самопонимания, тогда у него действительно все будет получаться. На одном психологическом сайте эта мысль излагается следующим образом: «Если вы подсознательно не верите в свои силы, сомневаетесь в себе, эти негативные мысли и эмоции проявятся в жизни. Будьте абсолютно, непробиваемо убеждены в неизбежности успеха всех ваших начинаний, и так оно и будет. Ни одна мысль, ни одно слово не проходят незамеченными подсознанием. Оно совершенно уверенно в том, что именно этого вы и хотите, и начинает претворять в жизнь то, что вы в него заложили».

То есть не существует ни Бога, управляющего миром, ни окружающих людей и обстоятельств, которые оказывают противодействие или содействие начинаниям человека. Существует только человек – творец своей судьбы, но и он не вполне хозяин сам себе. Его поступками и его судьбой управляет могущественное подсознание. Совершенно безумная и антихристианская позиция. Если человек будет уповать не на Бога, а на себя, то Бог может оставить этого человека в воспитательных целях без Своей поддержки, и тогда мало такому человеку не покажется.

В прошлые века даже люди, далекие от Бога, считали, что попадает в плохие ситуации и получает душевные травмы не тот, кто сомневается в своих силах, а тот, кто незыблемо уверен в себе и своей победе. Так, Грассиан пишет в «Карманном оракуле»: «У большинства самодовольство порождено невежеством и приводит к глупому блаженству, оно хоть и лестно, но для доброй славы отнюдь не полезно. Редкостные достоинства другого невежде недоступны, и он утешается заурядными, да зато своими. Всегда полезно, даже мудро, жить с благоразумной опаской – и для усердия в достижении успеха, и для утешения в случае неуспеха: жестокость судьбы не так поразит того, кто опасался заранее. Сам Гомер порой дремлет, сам Александр опускается ниже своего сана в миг самообмана. Любое дело зависит от многих обстоятельств – место и время не всегда для него благоприятны. Но глупец неисправим – пошлое самодовольство расцвело в нем пышным цветом и постоянно дает новые побеги».

Как правило, самые уверенные в себе люди – это те, которые подолгу находятся на каком-нибудь почетном месте. Это могут быть и чиновники, у которых каждый день под дверью собирается огромная толпа просителей, и популярные певцы, чьи лица не сходят с обложек журналов. Умственный и творческий рост у них останавливается именно в тот момент, когда они начинают чувствовать себя уверенно в этой жизни. Они живут в блаженном самоупоении, и им не за чем и не к чему стремиться. Да и внешность у этих людей становится со временем довольно отталкивающей – многие из них обрастают со всех сторон жиром, а от их шагов в иных зданиях начинают трястись полы и звенеть бокалы в шкафах. Это уже не люди, а ходячие монументы.

В то же время те люди, которых жизнь гоняет с места на место или держит в нищете, и которые из-за своего низкого положения в обществе не обладают столь мощным чувством уверенности в себе, намного больше похожи на людей. Они вынуждены чего-то постоянно делать, к чему-то стремиться и с чем-то бороться, и им некогда обрастать самодовольством. Святитель Игнатий Брянчанинов писал в одном письме: «Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, – как они напыщенны и надменны! Не без причины заповеданы нам нищета и пост!».

Однако как бы люди самодовольные не были уверены в том, что они являются хозяевами положения, рано или поздно может наступить момент, когда они ничего не смогут сделать, чтобы, допустим, защитить себя от чего-то. И тут наступит прозрение с пониманием своего истинного места в этой жизни. А такие вещи не проходят безболезненно. И в жизни полно примеров того, как люди самодовольные (или уверенные в себе) ломаются от неудач в считанные дни или месяцы. Например, немало певцов и выдающихся спортсменов после того, как потеряли популярность, спились и скатились на дно общество. В то же время, как говорится в «Семи подвижнических словах» преподобного Макария Египетского, «смиренный никогда не падает, да и куда ему пасть, когда он ниже всех?»

Самонадеянность (или уверенность в себе) исторически была присуща потомкам первого убийцы – Каина. Дореволюционный богослов Александр Лопухин писал в «Библейской истории Ветхого завета» про этих людей: «Потомки Каина всю свою деятельность направили на обеспечение материальной жизни. Эти чисто житейские заботы до такой степени поглощали все силы Каинова поколения, что оно, очевидно, совершенно пренебрегало интересами духовной жизни. Отличаясь упорной самонадеянностью, оно, видимо, жило в полном порабощении житейской суеты и отличалось грубым безверием, с неизбежными плодами – пороками и преступлениями».

Святитель Николай Сербский называл людей самодовольных (или уверенных в себе) гордыми, а людей, неуверенных в себе – смиренными. При этом надо помнить, что гордость – свойство сатаны и его последователей, а смирение – качество, которое приводит людей в Царство Небесное. «Гордый человек думает, что летит, и тогда, когда ползет, в своем самодовольстве презирая и людей, и Бога. А нищий духом смирен, постоянно недоволен собой, стыдится себя перед людьми и боится Бога. Поэтому он совершенствуется и прорастает, как живое семя из-под земли, пока не дорастет до высот Царства Небесного», – пишет святитель Николай Сербский в книге «Библейские темы».

Вообще настоящие христиане – это очень неуверенные в себе люди. Они считают, что если Бог не поддержит их и не защитит, то они смогут впасть в любой грех, даже в самый тяжкий. Вот, например, что писал в одном своем письме игумен Никон (Воробьев): «Все еще удивляетесь, что много худого проявляется в сердце вашем по тому или другому случаю. А я всем всегда говорил, что в нас таятся все страсти и грехи, только проявляются они при соответствующих условиях. Прибавьте к этому, что мы находимся под постоянным обстрелом от диавола, внушающего нам всякие греховные помыслы, влечения, настроения и проч. Не приходится нам ожидать от себя безгрешия. Не грешим мы, только пока держит нас Господь, а как только предоставит нас себе, так мы и валимся в ту или другую яму».

Также христиане знают, что если их не защитит Господь, то их могут и ограбить, и избить, и уволить, или одержать над ними еще какую-либо временную победу. И в своем уме они не уверены – не зря ведь в прежние столетия, когда было много святых, в том числе старцев, христиане устремлялись к ним огромными толпами, чтобы через них узнать волю Божию относительно того, как им поступить в том или ином случае. Сейчас, когда старцев не стало, зато расплодилось много лжестарцев, христиане начали на свой риск и страх самостоятельно искать волю Божию относительно своего поведения в тех или иных случаях – например, при определенном опыте эту волю иногда можно узнать через обстоятельства.

В общем, миф о благотворности уверенности в себе – это миф, созданный то ли бесами, то ли бесоподобными людьми, духовными потомками Каина. С его помощью насаждаются антихристанские модели поведения и внушается мысль о гибельности христианского пути.

Алла Тучкова, журналист

Это было опубликовано с некоторыми изменениями на сайте Агентства национальных новостей, который сейчас исчез из интернета – не знаю, временно или навсегда.

Tags: Современные мифы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author