Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Отец Алексий Уминский отправил православных в театры - набираться в Великий пост человечности

Мне кажется, что протоиерей Алексий Уминский уже сорвался с последних тормозов. Теперь он заявил "Правмиру", что в пост можно ходить в театры, кинотеатры и на концерты, так как некоторым такие посещения помогают достигнуть целей поста.


На этой воистину страшной фотографии запечатлен протоиерей Алексий Уминский


"Многие люди воспринимают наши человеческие чувства, как страсти. И начинают во время поста бороться не со страстями, а со своими чувствами. Поэтому они начинают считать, что театр в пост — это невозможно, потому что человек не должен радоваться. Или решают, что человек не должен во время поста смеяться, находиться в веселом хорошем настроении. Пост воспринимается как нечто особо суровое, темное, чуть ли не подземельное. Прежде всего, человек во время поста не должен переставать быть человеком. Наоборот, одна из целей поста, мне кажется, — вочеловечение человека. И если этому помогает в том числе хорошая музыка или театральная постановка, или глубокий фильм, то это — хорошо", – сказал отец Алексий (эта "правмировская" статья находится ЗДЕСЬ).

Святые считали хождение по театрам делом предосудительным для христиан даже в непостное время. И против театров высказывались не только древние отцы-пустынники, питавшиеся кореньями и воскрешавшие мертвых. Например, живший в ХIХ веке святитель Феофан Затворник называл театры и концерты проявлением духа мира: "Дух мира есть дух всесторонних похотствований... ибо «все еже в мире, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин. 2,16), говорит Апостол. И вот у нас повсюду открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления, живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. Сотни рук заняты описанием и живописным изображением всего этого в сотнях листов, газет и журналов, где наперерыв стараются представить все это в самых привлекательных и обольстительных красках. Все это пред очами нашими. Видите ли, как одолевает нас дух мира и, совлекая с нас целомудренную одежду жития христианского, облекает в срамные рубища похотливых дел и обычаев".

Жившего в начале ХХ века преподобного Алексия Зосимовского как-то раз спросили: можно ли во время Великого поста идти в театр? На это старец ответил: "Ты христианка, как же можешь меня спрашивать о подобной вещи? Всегда грешно посещать театр".

А святитель Лука Крымский высказался в середине ХХ века против посещения кинотеатров: "Люди не только не ищут собранности души, а, напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности: толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества, им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят время в развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, - и тем отвлекают свои сердца и мысли от самого высшего".

Из фразы отца Алексия Уминского можно сделать вывод, что одна из целей поста - сделать человека человеком ("одна из целей поста, мне кажется, — вочеловечение человека"). Однако в богослужебных текстах Великого поста говорится, что цель поста - это обрести покаяние и получить от Бога прощение грехов, а во время пощения надо помогать нуждающимся и бороться со своими страстями. Между тем, богослужебные тексты написали великие отцы, водимые Святым Духом. В их стихирах, тропарях и канонах изложено учение православной Церкви. Мнение отца Алексия Уминского, изложенное в "правмировской" статье, противоречит учению православной Церкви.

Кроме того, даже людям, далеким от Церкви, известно, что когда человек через пост ослабляет свое тело, внешние впечатления быстрее доходят до его духа и сильнее запечатлеваются в нем. Это знание используют, в частности, сектанты - при вербовке новых членов они ограничивают их в пище и при этом усиленно накачивают своими идеями. Если человек во время Великого поста будет много молиться и часто ходить на богослужения, его дух обогатится. А если христианин во время поста начнет бегать в театры, чтобы поржать там над какой-нибудь похабщиной (бывала я на современных спектаклях, и видела, как режиссеры превращают даже классику в подобие непристойных анекдотов), то, соответственно, к Пасхе он подойдет в более запущенном состоянии, чем был до поста.

И вот что в этом случае произойдет с человеком (это говорится в стихире подготовительной, которая звучит в сырную седмицу): "От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина тебе будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога и злым демоном уподобишися, николиже ядущим". В вольном переводе это вот что означает. Воздерживаясь в пище, душа моя, если не очистишься от страстей, то зря радуешься тому, что ты постилась. Если во время поста ты не исправишься, то Бог тебя возненавидит. Таким постом ты уподобишься демонам, которые ничего не едят, но при этом полны разной скверны.

То есть если читатели "Правмира" последуют рекомендациям протоиерея Алексия Уминского и начнут бегать в Великий пост по зрелищам, чтобы стать более хорошими людьми и улучшить свое настроение, то они уподобятся демонам и будут возненавидены Богом.

И фраза отца Алексия о том, что "многие люди воспринимают наши человеческие чувства, как страсти. И начинают во время поста бороться не со страстями, а со своими чувствами" мне тоже представляется странной. Кому-то может показаться, что любовь к девушке или к домашней собаке - это нормальное человеческое чувство, с которым не надо бороться. А на самом деле, возможно, у этого человека чувство достигло уже такого размаха, что он согрешил против первой заповеди, возлюбив тварь паче Творца. За подобные грехи Бог часто страшно наказывает людей, отнимая у них тех, кого они превратили для себя в идолов. Митрополит Калужский и Боровский Климент так сказал об этом: "Но вмешивается Бог и разрушает наши призрачные опоры. Как в Древнем Египте во времена фараона, так и ныне, всесильный Господь посрамляет идолов, какие бы обличья они ни принимали. Конечно, такого рода повороты жизни человеку трудно воспринимать бесстрастно, на это способны лишь святые. Но надо постараться понять, что все это происходит не случайно, а с благой для человека целью — оторвать его от пагубной привязанности к преходящему миру и восстановить живую связь с Творцом".

Есть и другие страсти, маскирующиеся в сознании некоторых людей под хорошие чувства. Например, один известный гражданин, исповедующийся и причащающийся в православных храмах, как-то раз заявил в интернете, что ему для того, чтобы быть в нормальной форме, надо мечтать по два часа в день. А на самом деле мечтательность - это не нормальные чувства, а позорная страсть, которая соединяет человека с бесами. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: "Святые отцы называют сатану первым мечтателем. Он увидел себя в своих мечтаниях равным Богу, он увидел себя в своей собственной фантазии обладателем божественной силы и власти. Если Господь создал миры Своим Словом, то сатана - творец иллюзорных миров и неосуществимых утопий".

Алла Тучкова, журналист

Tags: "Православие и мир", ересь модернизма
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author