Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Categories:

Модернисты почему-то решили, что они постятся строже отцов

«Правмир» за последнюю неделю выпустил два материала про пост со скрытыми в них нападениями на пищевое воздержание. В одном из этих материалов история поста представляется таким образом, как будто бы отцы пиршествовали, а мы сидим на хлебе и воде, и потому нам надо изменить устав. Хотя на самом деле все обстоит ровно наоборот: отцы сидели на хлебе и воде, а мы едим постные «Ольвье», «Курабье» и паштет из чечевицы, который по вкусу напоминает печеночный паштет.

На фото: протоиерей Федор Бородин


Москвич протоиерей Федор Бородин, также как и другие «правмировские» авторы, еще не спятил, чтобы выдавать свои революционные идеи и клевету на историю Церкви в развернутом виде. А то ведь это чревато разного рода проблемами. Поэтому этот священник описывает постные пиршества отцов и наше строжайшее воздержание намеком: «Да, мы люди северные, и полностью устав, который создан в иерусалимских, палестинских, афонских или константинопольских монастырях, достаточно трудно к нам применим. Это серьезный вопрос, который требует церковного обсуждения. В Греции руку из окна высунул, палку в землю воткнул, через два месяца той же рукой можно плоды снимать. У нас же лето короткое, и мы стремимся «запастись» им на долгие холодные месяцы».

Из этой фразы можно сделать вывод, что в южных странах отцы во время постов употребляли в пищу разнообразнейшие фрукты и овощи, которые нам недоступны. Это совсем не так. Многие древние монахи сидели круглогодично на хлебе и воде. Другие питались лишь сырыми кореньями. Некоторые ели чечевицу или моченые бобы, или овощи. Да, были подвижники, которые питались фруктами, малодоступными для нас, например, смоквами или финиками, но они из этих фруктов не устраивали обильные столы. Некоторые подвижники десятилетиями ели только, допустим, одни смоквы, или одни финики.

Вот как описывается в Великом патерике по рукописи монастыря преподобного Саввы Освященного отношение к еде древних монахов и их рацион: «Еще рассказывали о старце, который пришел к одному из отцов. Сей сварил немного чечевицы и сказал брату: сотворим небольшое правило. И один кончил всю Псалтирь, а брат прочитал на память двух больших пророков. Когда настало утро, пришедший старец ушел домой, не вспомнив о пище».

А вот чем питался преподобный Георгий Хозевит: «Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце. Эти шарики он и употреблял в пищу вместе с водою через два или три дня» («Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).

Что касается более близких к нам по времени монахов из южных стран, то я видела сборник рецептов блюд, которые по традиции (не знаю, правда, с каких веков) готовят в греческих монастырях. Из книжки следует, что эти монахи используют те продукты, которые продаются и у нас: рис, макароны, помидоры, баклажаны, лук, муку, грибы, картошку, горох, цветную капусту, тыкву.

Наши предки веками постились, живя на той же территории, что и мы, и не умерли. И постились они лишь картошкой с солеными огурцами, квашеной капустой, и грибами.

А у нас же в гастрономах каких только экзотических фруктов и овощей нет! И в православных магазинах каких только книг с рецептами вкусных постных блюд не продается! У нас даже можно откопать рецепт постного печенья «Курабье», которое по вкусу ничем не отличается от заводского «Курабье». В магазинах каждый Великий пост появляется постный майонез, благодаря чему можно есть постный «Оливье», который мало чем по вкусу отличается от скоромного «Оливье». А уж паштет из чечевицы очень похож на паштет из печени. У нас люди чебуреки с грибами и картошкой едят во время поста, а некоторые чай с постными пончиками пьют.

К тому же у нас ни от кого в Церкви не требуют точного соблюдения устава – когда есть только вареное, когда с маслом, а когда без масла. Теперь есть только две градации: пост с рыбой и пост без рыбы. То есть сейчас жители российских городов могут во время постов иметь просто царский стол. И к чему все эти стенания о том, что какие мы все бедные-несчастные, и как же страшно мы страдаем из-за устава? Этому есть только одно объяснение – «Правмир» не на шутку вступил в борьбу за искоренение постов в Русской Православной Церкви, и теперь долбит по пищевому воздержанию с разных позиций.

Алла Тучкова, журналист

Tags: "Православие и мир", ересь модернизма
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author