Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Модернист: покаяние может вогнать в нездоровое духовное состояние

«Правмир» в очередной раз опубликовал материал, восхваляющий радость. На сей раз с такой проповедью выступил протоиерей Федор Бородин. Однако нормальные духовники всегда предостерегали христиан от стремления к радости, потому что такое стремление нередко заканчивается плачевно.

На фото: протоиерей Федор Бородин


Модернисты выдумали себе оптимистическое христианство

Модернистам вообще присуще стремление к радости. Это подметил еще архиепископ Аверкий (Таушев). Он сказал в одной своей проповеди: «Идти за Христом» – это значить быть искренним и нелицемерным исповедником Его учения, любить Его более всего и всех на свете, строить всю жизнь свою сообразно с Его заповедями, ревновать о славе Имени Его и стараться и других людей приводить ко Христу. Но так как душа человека отравлена ядом греха, и зло слишком вкоренилось в жизнь людей, то такой путь христианина, как показывает опыт, неизбежно связан со многими искушениями, скорбями и страданиями, происходящими, как от собственной греховной природы человека, так и от других людей и от врага человеческого спасения – диавола. Эти-то многоразличные искушения, скорби и страдания и составляют тот крест, который должен смиренно и безропотно нести каждый, желающей быть истинным христианином. Истинное христианство есть крестоношение. С таким взглядом не хотят согласиться многие современные «христиане»! Они находят его «пессимистическим» и выдумывают свое собственное – «оптимистическое» христианство, в котором не желают видеть ничего, кроме «радости и любви». Они не хотят, по заповеди Господа, «нести креста», а желают жить без скорбей – беззаботно и весело, наслаждаясь всеми благами земной жизни, ни в чем себе не отказывая, ни в чем себя не стесняя и не ограничивая и, подобно богачу евангельской притчи, «веселяся на вся дни светло» (Лук. 16, 19). Это так называемое «розовое христианство».

«Правмировец» объявил покаяние опасным

Вот и протоиерей Федор Бородин пошел по тому же пути, что и те его предшественники-модернисты, с которыми боролся архиепископ Аверкий (Таушев). Но он пропагандирует радость более лукаво, чем другие проповедники, которые без оглядки насаждают гедонизм. В отличие от них, протоиерей Федор Бородин вспоминает и о покаянии. И даже приплетает святителя Игнатия (Брянчанинова) и преподобного Варсонофия Великого. Вот протоиерей Федор сетует на наше неправильное воспитание: «В 90-е и нулевые годы мы основной акцент всей духовной жизни делали на покаянную культуру. Ведь покаяние, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), – единственный фундамент, на котором можно построить все здание духовной жизни человека. Без прочного фундамента дом не построишь. Но почему-то нередко и духовенство, и миряне ограничиваются только фундаментом, начинают жить на нем, вместо того, чтобы строить дома, и поэтому никакой радости от воцерковления не рождается. Но ведь нельзя вечно жить на фундаменте. Ведь в итоге должно сочетаться, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны, постоянное сердечное сокрушение, или, как называет его Варсонофий Великий, «сердечная болезнь», с другой стороны – радость».

А вот он говорит, чему нам надо радоваться, и почему покаяние опасно: «Боль – она о чем? О том, что тебе открылся Христос, а ты своими поступками часто делаешься Его не достоин, и с годами своей христианской жизни ты понимаешь это все острее и острее, узнавая себя настоящего. Но вместе с этим ты понимаешь все явственнее, что вопреки всему этому Бог тебя любит. И это великий источник радости. То есть и без настоящего покаяния, и без радости нет естественной, не фальшивой духовной жизни. Если человек не достигает христианской радости, не дорастает до нее, то только покаянная культура действительно может человека вогнать в совершенно нездоровое духовное и душевное состояние. Поэтому священник и духовник должен следить за тем, чтобы не было этого перекоса».

Утверждение «правмировца» о том, что покаянная культура может вогнать человека в нездоровое состояние – это полная чушь. Отцы всю жизнь оплакивали свои грехи, но вместо духовного нездоровья получали от Бога прощение грехов и благодатные дары.

Скорби и болезни открывают вход в рай

Никогда ни преподобные, ни священники и архиереи, сохранявшие верность православию, не призывали христиан к радости. Напротив, они предостерегали людей от нее.

Вот, например, что сказал прославившийся чудотворениями схиигумен Савва (Остапенко) одной своей духовной дочери: «Не жди радости, от радости мало спасения. Скорби и болезни открывают врата в Царство Небесное».

А игумен Никон (Воробьев) предостерегал от стремления к духовной радости: «Не ищи радостей в молитве или в причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу».

Отцы знали один путь к Небу – плач. Вот какая история про преподобного Пимена Великого приводится в «Великом патерике» по рукописи монастыря преподобного Саввы Освященного: «Брат спросил авву Пимена: что мне делать с грехами моими? Старец ответил ему: желающий искупить грехи – плачем искупает их; а желающий стяжать добродетели – плачем стяжевает их. Плач есть путь, который передали нам Писание и отцы наши, говоря: плачьте, ибо кроме сего – нет другого пути».

И во всех патериках отцы учат своих учеников покаянию, плачу о грехах, искоренению страстей, телесным подвигам. А тех, кто уже искоренил страсти, они учат насаждению добродетелей. На это делание у людей уходили десятки лет, а порой и вся жизнь. И какая у них была жизнь? Они ходили в истрепанной одежде, питались скудно, спали на рогоже или на сырой земле, терпели холод и зной, поношения и уничижения. И только после всего этого некоторые из отцов начинали получать откровения, видения и сопряженную с ними неизреченную духовную радость.

А какую жизнь ведут наши современники? Они живут в полном довольстве. У них нет никаких физических лишений. И поношения сейчас мало кто терпит. Если какой-нибудь начальник сделает какому-нибудь подчиненному справедливое замечание, тот вскакивает и несется к вышестоящему начальству с ультиматумом – или директор приструнит его начальника, или он тут же уволится. О своих грехах никто не плачет ночи напролет. Дело искоренения страстей поставлено из вон рук плохо – даже не каждый священник и настоятель монастыря сейчас знает, как правильно бороться со страстями. И есть такие пастыри, которые вообще не знают о существовании некоторых страстей, а то и принимают некоторые страсти за добродетели, а добродетели за грехи.

Как можно таким расхлябанным в духовном плане и истерзанным грехами людям советовать стремиться к радости? Бог не даст этим людям радости. Им ее может охотно дать только сатана, но радость эта страшна и делает человека прельщенным. Кстати, в наше время очень много прельщенных людей. А советы протоиерея Федора Бородина стремиться к радости могут увеличить это число.

Дьявольская радость

Вот что писал по поводу радости от сатаны преподобный Антоний Великий: «Вы должны знать также, что диавол старается иногда произвести радость и веселие в людях, преданных ему: но сия радость есть ложная, она есть истинная горесть и печаль, потому что истинная радость и веселие проистекают от Бога, а даются только тем людям, которые всеми силами трудятся для Бога, принуждают себя к терпению в добрых делах, удаляют от себя собственную свою волю и последуют только воле Божией».

Где мы сейчас найдем людей, которые полностью отсекают свою волю? Каждый стремится настоять на своем, из-за чего у нас кругом наблюдаются ропот, жалобы и раздоры. И где мы найдем людей, которые следуют только воле Божией, если у нас даже не стало старцев, которые могли бы передавать другим волю Божию? Как предсказывали отцы, так и получилось: к концу света полностью исчезли такие духоносные подвижники.

А сами мы не можем знать волю Божию. Вот, по словам преподобного Антония Великого, какие люди могут различать свою волю, бесовскую, и Божию: «Только немногие монахи и девы умеют различать различные роды воли. Знают сие только те, которые совершили великие подвиги благочестия и приобрели навык различать истину от лжи». Преподобный Антоний пишет, что даже он вначале долго не мог узнать волю Божию: «Я, отец ваш, скажу вам, возлюбленные мои, что я много трудился на горах и в пустынях, и день и ночь просил Бога, чтобы Он открыл мне волю Свою: но Он не открыл ее; посему я во всем повиновался отцам своим и уже от них получил познание воли Божией».

Алла Тучкова, журналист

Tags: "Православие и мир", ересь модернизма
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author