Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Модернист: от чтения житий святых люди впадают в уныние или лицемерие

«Правмир» обнаружил на российских просторах еще одного священника, который считает, что православное учение устарело. Мало того, этот иерей Евгений Дорофеев еще и считает вредным чтение житий святых, на которых воспиталось много поколений христиан.

На фото: священник Евгений Дорофеев на каком-то празднике

Корреспондент «Правмира» Оксана Головко спросила иерея Евгения Дорофеева: почему некоторые православные люди не преображаются в Церкви и дико себя ведут? А тот, вместо того, чтобы ответить, что эти люди не работают над собой, спихнул всю вину на православнее учение: «Я об этом думал долго, а сформулированный ответ, созвучный моим мыслям, увидел у игумена Петра (Мещеринова). Такое происходит потому, что, во-первых, у нас не до конца оформлена православная педагогика, особенно в современном виде. Да, есть богатейшая святоотеческая литература, есть патерики. И это, безусловно, наше достояние. Но не всегда оно подходит для воспитания христианина в XXI веке, в эпоху постмодерна, в эпоху, когда размываются многие грани бытия и появляется очень много новых реалий, в которых не сразу разберешься».

Что же священник Евгений Дорофеев не рассказал нам, в каких современных реалиях нельзя сразу разобраться? Если имеется в виду эвтаназия, то всем совершенно понятно, что это самоубийство, а оно запрещено. Если же здесь намекают на ЭКО, то тоже ясно, что поскольку оно приводит к уничтожению лишних эмбрионов, то это уже аборты, то есть убийства людей. Если же кто-то не может дойти своим умом до таких умозаключений, на этот случай есть Основы социальной концепции РПЦ, где на основе православного учения четко разъяснена суть разных новых явлений.

И то, что творения отцов и патерики не подходят для того, чтобы преображать современных христиан – это тоже ложь. Наш современник архимандрит Рафаил (Карелин) писал о том, почему некоторые люди не понимают того, что написано в этих книгах: «Теперь святоотеческие творения стали доступны всем. Иконостас сломлен, и каждый может заходить в алтарь и трогать престол, на котором невидимо пребывает Божество. Теперь можно с конфетой за щекой читать египетский Патерик и, загорая на пляже без штанов, рассуждать о том, как надо сводить ум в сердце. Раньше я осуждал схоластику, а теперь я вижу, что схоластика – это защита от хулиганов, врывающихся в алтарь. Раньше патерики и творения таких мистиков, как Исаак Сирский, Симеон Богослов, Григорий Палама, находились в монастырских хранилищах, а теперь они лежат на книжном рынке. Но стало ли от этого святоотеческое учение для современных людей ближе и понятнее? Нет, напротив. Святые отцы стали дальше от нас, так как не терпят к себе нечистого прикосновения. Святых отцов можно понять только тому, кто находится на одной духовной волне с ними, а это достигается подвигом жизни».

Для настоящих христиан книги святых отцов не только свременны и полезны, но и с каждым новым прочтением открываются с новых сторон. Вот что писал архимандрит Рафаил (Карелин): «Творения святых отцов раскрываются перед человеком постепенно в соответствии с образом его жизни и личного аскетизма. По мере духовного возрастания человек будет находить у святых отцов всегда новое – то, что было раньше скрыто от него. Поэтому понимание святоотеческих творений всегда остается незаконченным и незавершенным процессом».

То есть иерей Евгений Дорофеев, сказав на весь интернет о том, что святоотеческая литература устарела, фактически публично заявил о своей профнепригодности – сообщил, что живет нерадиво и потому не может понимать, что писали святые отцы, и как их слова соотносятся с современностью.

И он не один такой смельчак. Так, например, протоиерей Константин Пархоменко в прошлом году заявил: «Я глубоко убежден, что сейчас, в XXI веке, мы должны «переоткрыть» для себя христианство. Потому что в том формате, в котором оно еще сто лет назад работало, сегодня оно уже пробуксовывает – не удовлетворяет людей активных и целеустремленных, которые хотят идти как воины Христовы в мир, чтобы нести что-то позитивное. У нас нет святоотеческих творений, которые мотивировали бы людей так действовать, так поступать». А протоиерей Павел Великанов в этом году заявил, что погружение в православие может привести к перелому позвоночника новоначального. Не нравится православное учение и архимандриту Савве (Мажуко).

Но вернемся к интервью священника Евгения Дорофеева. Этот человек еще и напал на «Жития святых»: «На чем мы воспитываемся? На агиографической литературе, но надо помнить, что эта литература самого низкого в Церкви достоинства, где нам показывают зачастую не реальную жизнь, а идеальную. А идеальное легко почитать, но не всегда возможно воплотить. И когда человек понимает свое несоответствие, он впадает либо в уныние, либо в лицемерие и формализм». Это просто удивительная дерзость – назвать жития литературой самого низкого в Церкви достоинства. Церковь свята, и ничего низкого в ней нет. Кроме того, «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского часто перекликаются с богослужебными текстами вечерни и утрени, написанными отцами по внушению Святого Духа. То есть и жития, и богослужебные тексты идут из одного источника.

А сказать, что агиографическая литература вредна для человека – это просто духовное преступление перед новоначальными, читающими «Правмир». Тем и ценны жития святителя Димитрия Ростовского (которые являются настоящими агиографическими произведениями), что это не биографии, а специальная литература, составленная святым человеком, чтобы вести людей в Царство Небесное. Там собраны такие примеры, которым человек подсознательно хочет подражать. Кроме того, из житий святителя Димитрия можно легко узнать, какие поступки являются похвальными, а какие – осуждаемыми.

Потому что в «Житиях святых» святителя Филарета Черниговского (которые, кстати, хвалит еретик в кубе профессор МДА Алексей Осипов и которые мало кто читает) не делается никаких нравственных акцентов и не делается скрупулезного отбора – о каких фактах сообщать читателю, а о каких умолчать. А в одном житии я даже такое прочитала про то, что было с дочерью одной святой, что до сих пор вспоминать противно. Святитель Димитрий очень хорошо фильтровал информацию, и не включал в жития ничего неподобающего, либо же, если это нужно было сделать в назидательных целях, описывал неподобающее очень лаконично, без скабрезных подробностей. Кроме того, он показывал наглядным образом, как действует в жизни людей Промысл Божий. Я иногда даже думала, читая эти жития, что без их чтения невозможно спастись, потому что в них есть то, чего нет в других христианских текстах.

Святые разных веков очень любили жития святителя Димитрия Ростовского. Например, священномученик Серафим (Чичагов) пишет в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» про преподобного Серафима Саровского: «Жития святых, описанные в Четьи-Минеях, творения многих отцов Церкви так твердо знал, что на память пересказывал из них целые отделения, советуя подражать жизни угодников Божиих и следовать учению их».

Блаженная Матрона Анемнясевская, причисленная к лику новомучеников, тоже очень хорошо знала жития и часто приводила примеры из них. Например, одна женщина как-то раз пожаловалась ей на то, что обнищала, а она ответила ей: «Да нет, что ты, что ты! Ведь преподобная Ульяна-то нарядится в богатые одежды, пойдет на гулянье, а сама в лес Богу молиться».

И архимандрит Рафаил (Карелин), которого некоторые называют живым святым, с большой похвалой отзывается об агиографичекской литературе: «Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского были и являются любимой настольной книгой для православных. Святой Димитрий Ростовский тщательно изучил все агиографические рукописи, имевшиеся в его распоряжении. Его труд является сокровищницей Православной Церкви и имеет эпохальное значение».

Алла Тучкова, журналист

Tags: "Православие и мир", ересь модернизма
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author