Алла Тучкова (avt1975) wrote,
Алла Тучкова
avt1975

Category:

Акафист за единоумершего напичкан образами из мифологии и магии Древнего Египта

В последние годы православным россиянам навязывают неизвестно кем составленный акафист за единоумершего. Его продают в храмах, как отдельно, так и в сборниках заупокойных молитвословий. Я его недавно прочитала и, что называется, выпала в осадок: в этом произведении есть заговоры в древнеегипетской манере, образы из культа Осириса, образцы языческого поминального плача, представления о жизни тела после смерти и даже строчка о том, что усопший уснул, как Нил-река перед холодной зимой.

На фото: гробница Тутанхамона

Акафист за единоумершего вводит людей в прелесть

Недавно я узнала, что уже есть пострадавшие от этого акафиста. Одна женщина на днях так написала в интернете: «Я долго читала его и была наказана за это чтение. Стали сниться сны о том, что мой покойный муж на небесах и сама я там же. Как только я очнулась от этого акафиста, то есть когда до меня дошло, что читать его нельзя, то почувствовала облегчение в мозгах: мечтательность отошла. Но полностью духовное насилие не кончилось, то есть у меня остались эта восторженность от акафиста, эта вера, что так вот все и есть, как в акафисте написано. Это все до сих пор лезет в ум. Надо идти на исповедь. Но вдруг от этих последствий никогда не избавишься? А ведь этот акафист очень распространён, его советуют читать, видя в его словах утешение».

При этом надо сказать, что восторженность и мечтательность – это признаки прелести.

Образцы заговоров

В акафисте за единоумершего находится достаточное число оборотов речи в форме древнеегипетских заговоров – они разбросаны по всему тексту. Вот примеры: «Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем», «Да сгинет навеки память грехов», «Да будет его радость преисполненная», «Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих».

А это для сравнения заговоры из египетской «Книги мертвых», которая состоит из заклинаний и описаний ритуальных действий: «Да не прогонит меня никто от вождей-татау. Да не сделает никто так, чтобы ты (сердце) выпало из меня в присутствии Хранителя весов», «Да не будут мне нанесены смертельные раны, и да не буду я вспорот рогами». Вот еще заговор со стены пирамиды Пепи I: «Да будет защищена гробница того, кого оберегает Гор и хранит Сет».

Особенно интересен акафистный заговор «Да сгинет навеки память грехов». Дело в том, что слово «сгинь» не употребляется в православных молитвословиях. Зато оно употребляется в русских заговорах. Я без труда нашла через «Яндекс» использующийся ныне безумными людьми заговор с таким словосочетанием: «Сгинь, хворь моя».

То есть ничего не подозревающие люди заходят в лавки православных храмов, покупают там акафисты, а потом начинают читать по своим умершим крещеным родственникам магические заклинания.

Образы из культа Осириса и стилистика поминального плача

В 7-м кондаке есть обращение к умершему: «Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастешь в иной стране». В Древнем Египте был такой бог – Осирис, которого сначала убили, а потом воскресили. Его культ был связан с земледельческой деятельностью. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, а его воскрешение – появление всходов.

Кроме того, ни в одном православном заупокойном молитвословии нет обращений к умершему. Зато такие обращения были приняты в египетском ритуальном погребальном плаче. Когда части тела убитого Осириса извлекли из Нила, богини Исида и Нефтида устроили поминальный плач. Вот фрагменты из этого плача: «Боги и люди перед лицом богов плачут по тебе вместе со мной», «Утоли все печали в сердцах своих сестер» (это взято из храмовых песнопений).

Спящие в могилах покойники

В акафисте то и дело возникает образ уснувшего покойника. Ничего подобного в православии нет. Мы, конечно, называем покойников усопшими, то есть уснувшими, но эта тема не педалируется и никак не развивается. Потому что нам всем ясно: после смерти души праведных отправляются в рай, а души грешников – в ад. Ни в том, ни в другом месте нет никакого сна. А в акафисте покойник даже не просто спит, а спит в могиле.

Вот примеры из акафиста: «Освяти его могильный покой», «Спит он вечным сном могилы». И даже вот: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой». Это уже вообще финиш. Составитель акафиста никого не боится и не стесняется: он открыто упоминает здесь о реке Нил, о которой часто упоминали в разных текстах древние египтяне. Никакому нормальному русскому человеку никогда и в голову не придет сравнение с Нилом.

Согласно православному учению, в могиле нет никакого сна, так как тело – это предмет неодушевленный. Душа в свой смертный час сбрасывает его как одежду и уходит. Зато у древних египтян мертвое тело имело в себе какие-то зачатки жизни. В эпоху Среднего царства покойников клали на левый бок, чтобы они смотрели через глаза Осириса или Гора, которых изображали на внешней крышке саркофага.

Еще надо отдельно сказать об этой строчке: «Спит он вечным сном могилы». Согласно православному учению, нынешняя смерть покойников не является вечной. Будет всеобщее воскресение, когда все выйдут из своих могил. Это древние египтяне мумифицировали своих мертвецов, чтобы их тела сохранились на целую вечность.

Заговор против гробокопателей и колдунов

В акафисте есть одна очень интересная строчка, связанная с загробным сном: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна». В православном учении не говорится о том, что происходящее на земле может омрачить существование тем, кто находится в раю или в аду. Зато древние египтяне верили в то, что некоторые земные события могут омрачить существование покойников. Археологи обнаружили в этой стране совсем старые захоронения, в которых лежали тела, расчлененные после смерти. Я не знаю точно, из-за чего тела расчленяли после смерти, но знаю, что египтяне боялись этого. В одном заклинании говорится: «Я не буду уничтожен, моя голова не будет отсечена, мой язык не будет вырван, волосы на моей голове и мои брови не будут сбриты. Мое тело сохранится на все времена». Также я знаю, что древние египтяне считали: посмертное существование души зависит от ее тела. Поэтому тела мумифицировались. В Египте (не знаю, насколько долго) было такое мнение, что если останки человека уничтожаются, то душа или перестает существовать, или обитает на кладбище. Были такие древесные богини, которые кормили души, оставшиеся без тел.

В Древнем Египте существовала очень мощная магия. В этой стране магия была очень тесно переплетена с языческой религией (не во всех языческих странах такое было – в Древнем Риме преследовали колдунов). Магические представления египтян о том, что если уничтожить тело, то и душа будет поражена, дошли до наших дней – до колдунов наших дней. Два года назад СМИ облетела новость о сожжении останков девушки на кладбище в Курганской области. 16-летняя девушка забеременела и повесилась, а после смерти стала преследовать своего бывшего парня, из-за которого наложила на себя руки, являясь ему в снах практически каждую ночь (кстати говоря, в интернете достаточно историй о том, как самоубийцы преследуют живых). Парень пошел к колдунье, а та посоветовала ему вырыть из могилы останки его преследовательницы и сжечь их, чтобы самоубийца от него отвязалась. Парень так и сделал, после чего против него возбудили уголовное дело.

Кроме того, колдуны Древнего Египта при помощи заклинаний вызывали души мертвых, чем омрачали их посмертное существование.

Вот в связи с чем составитель акафиста оставил в нем такое заклинание: «Да не омрачит ничто земное его последнего сна».

Просьба к богу Хнум

Вот еще интересный акафистный призыв, обращенный ко Господу Иисусу Христу, связанный с образом спящего в могиле покойника: «Пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности». У нас в христианстве нет образов пробуждения покойников. В нашем учении говорится, что во всеобщее воскресение души соединятся со своими телами и тела встанут из могил. Зато по верованиям египтян, бог Хнум мог открывать глаза трупов, касаться их языков, чтобы они могли говорить, и возвращать способность движения в их головы. То есть это можно назвать неким пробуждением покойника. Таким образом, в акафисте находится просьба к языческому богу, обращенная ко Господу Иисусу Христу, с прилеплением образа всеобщего воскресения из христианства.

Обращение к древесным богиням

В 7-м икосе говорится: «Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе». Здесь опять педалируется тема могилы, которая была очень важной для древних египтян. Для православных могила не имеет огромного значения и потому не упоминается в заупокойных молитвословиях. В этом икосе говорится, что когда что-то там произойдет с могилой и живые перестанут помогать умершему, то чтобы Бог начал помогать ему. Это все похоже на обращение к древесным богиням, которые заботились о душах, оставшихся без тел. Тем более, что египтяне тоже при своей жизни заботились о своих покойниках, приходя к их захоронениям и называя вслух разные сорта пищи – считалось, что при этом пища магическим образом насыщает души. Я не египтолог и не знаю всего, но могу предположить, что жители этой страны тоже пытались перед своей смертью поручить своих покойников каким-нибудь богам, чтобы умершие не голодали.

У нас в православии еще никто не обращался к Богу с просьбой заботиться об усопших после нашей смерти. Вообще никто нигде и никогда не писал, чтобы Бог помогал тем усопшим, о которых некому молиться. Господь непрестанно заботится о тех, кто живет на земле, даруя им тысячи возможностей спасти свою душу, а если люди не пользуются этими возможностями и уходят в ад, то им помочь может только молитва живых или молитва воинствующей Церкви обо всех усопших православных христианах.

Кощунства и богохульства

Весь этот древний магизм и все это египетское язычество переплетены в акафисте с христианскими образами, очень часто сильно искаженными. По всему акафисту разбросаны ляпы и несуразности, доходящие порой до богохульства и кощунства.

Вот, например, дикая строчка: «Иисусе, да будет он едино с Тобой и Отцем». Здесь фактически содержится призыв сделать покойника Святым Духом, потому что, как говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского, «Бог есть един в Трех Лицах» – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Есть еще такой призыв: «Иисусе, в наших слезах прими его покаяние». Здесь утверждается, что покойник покаялся за гробом. Однако за гробом нет покаяния. Преподобный Иустин (Попович) пишет в книге «Догматика православной Церкви. Эсхатология»: «Грешные души находятся в темнице духов, где они, не сгорая, горят в огне своего дьявольского самолюбия и эгоизма, сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызения совести, но таких угрызений, которые ввиду отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий никогда не могут привести к спасительному покаянию».

«Иисусе, вспомни, те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим», – говорится в акафисте. Согласно учению отцов, восторг – это разгорячение крови и плоти, то есть бесовская прелесть.

А это уже открытие своей души навстречу прелести: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы». Духовно опытный игумен Никон (Воробьев) так писал насчет поиска приятных ощущений в молитве: «Не ищи радостей в молитве или причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. «Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу».

Есть в акафисте и совсем безумные строчки: «Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас». Но вообще есть здесь какая-то извращенная логика. Акафисты – это прославление Господа, Богородицы, ангелов и святых. Акафист о непрославленных в лике святых покойниках – это нонсенс. Но вот в этих строках акафиста содержится безумное прославление непричисленных к лику святых покойников.

А кондак 12-й наполнен кощунствами. Там Христа называют Царством, землей, обителью и даже ложем: «Христе! Ты – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – обитель многих, Ты – ложе упокоения святых».

Мне кажется, что этот акафист составил какой-то оккультист специально для того, чтобы как можно больше людей оторвать от Бога и совратить на путь сатаны.

Что касается того, разрешается ли в храмах продавать этот акафист, то тут какая-то чехарда. На сайте Издательскго совета РПЦ я не нашла сведений о том, чтобы хотя бы одно издание акафиста за единоумершего получило гриф совета. Напротив, в 2010 году вышло такое постановление: «Предоставить издательству «Терирем» право переиздать книгу «Псалтирь и каноны по усопшим для слабовидящих» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии исключения из издания акафиста за единоумершего». На сайтах онлайн-магазинов, где другие акафисты размещены с номером грифа, акафисты за единоумершего размещены без него. В храмах книжечки с акафистом за единоумершего продаются либо вообще без грифа, либо с грифом Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Я проверила по интернету номер грифа – действительно, Белорусский экзархат разрешил публикацию чудовищного акафиста. Также этот акафист можно встретить в сборниках, на которых стоит гриф Издательского совета РПЦ. Я проверила на сайте Издательского совета гриф одной такой книженции, и увидела следующее постановление: «Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвословия о усопших» при условии исправления недостатков согласно замечаниям». А уж в чем там состояли замечания, неизестно. Может быть заявителю сказали убрать из книжки акафист за единоумершего, а он этого не сделал, но гриф поставил.

Алла Тучкова, журналист

После того, как я написала эту статью, в здании Издательского совета РПЦ прошло заседание, во время которого было заявлено, что акафист о единоумершем запрещено продавать в храмах. Вот что говорится на сайте патриархии: «Выступление помощника председателя Издательского Совета иеромонаха Макария (Комогорова) было посвящено системе организации контроля за книгораспространением в епархиях. Священник проинформировал издателей о проведении контрольных проверок точек книгораспространения в епархиях, а также о результатах анализа данных о наличии изданий без грифа в книжных лавках. Были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа. Это, в частности, касается акафистов, в том числе таких как «акафист о единоумершем» и «акафист жен, чад своих во утробе загубивших». Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо».

Для тех, кто хочет поддержать меня материально, вот номер моей карточки Сбербанка: 5336 6902 3961 1645 Зарабатывать деньги в пропагандистские и пустословные светские СМИ или в православные модернистские СМИ я не пойду, а в доступных для меня местах, в которых служат Богу, я получаю копейки.

Tags: псевдоправославные
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author